уша Петербурга
76
На балконе школы.
2001 г.
ненко (прошу не путать ее с известной
эстрадной дивой). И руководители
театра, и коллеги по сцене увидели
в молодых актерах большой талант.
Главный балетмейстер театра Свет-
лана Тулубьева в новом спектакле
«Ромео и Джульетта» выбрала на
главную роль Елену Степаненко. А
вот Анатолию Григорьеву пришлось
доказывать свое право на выступле-
ние в соперничестве с двумя другими
артистами. Любовь на сцене скоро
переросла в любовь вне сцены. Гри-
горьев и Степаненко стали мужем и
женой. Так же, парой, они выступали
во всех главных спектаклях театра -
«Спартаке», «Бахчисарайском фон-
тане», «Лебедином озере», «Жизели»,
«Дон Кихоте», «Баядерке». Знатоки
даже подсчитали, что у Анатолия -
самый высокий балетный прыжок в
Европе.
Однако через несколько лет эта
блестящая пара распалась. Проща-
лись с уральским зрителем они в
том же балете Сергея Прокофьева,
в котором и начинали. Так завер-
шился дней круговорот. Анатолий
уехал в город на Неве, его там уже
ждали. Елена Степаненко вскоре
эмигрировала в США.
Ленинградский театр оперы
и балета имени Кирова (ныне -
Мариинский театр) всегда был
ведущей площадкой нашей страны
и постоянно соперничал в успехе с
Большим театром Москвы. Анато-
лий Григорьев впервые ступил на
его сцену в 1976 году, очень скоро и
здесь он получил ведущие партии
в главных спектаклях, танцевал с
Валентиной Ганибаловой, Ольгой
Ченчиковой, Габриэлой Комлевой,
Галиной Мезенцевой. Жил в ма-
ленькой комнатке в артистическом
общежитии на улице Зодчего Росси,
самой красивой улице города.
Среди поклонниц молодого ак-
тера выделялась смуглая девушка,
говорившая по-русски с очарова-
тельным южноевропейским акцен-
том. Это была Мария Тереза Нонеш
Сантес. Она состояла в Коммуни-
стической партии Португалии и
изучала в Ленинграде русский язык.
Молодые люди стали встречаться
вне театра и 6 июля 1982 года заклю-
чили брак во дворце бракосочета-
ния. Вскоре Мария Тереза уехала на
родину и стала работать методистом
в детском саду, преподавала русский
язык для взрослых. Несколько меся-
цев понадобилось Анатолию, чтобы
оформить документы и выехать из
СССР к жене.
И до сих пор у многих, знавших
Анатолия Григорьева, вызывает
удивление этот его поступок. Если
Ленинград-Петербург по праву счи-
тался и считается одной из балетных
столиц мира, Лиссабон - весьма
отдаленная провинция.
С Ольгой Ченчиковой
Григорьев выехал из Советско-
го Союза в феврале 1983 года. В
Лиссабоне у него и Марии Терезы
была квартира с видом на океан,
они открывали дверь балкона, и в
комнату врывался влажный воздух
Атлантики. Анатолий скоро выучил
язык, он был покорен местной при-
родой. Однако душа его не получила
там импульса для творчества. Даже
в лучшем балетном театре страны
ему не нашлось подходящей пары
для выступлений. В физическом
отношении: португальцы невысоки
ростом, а у Григорьева он - метр
девяносто восемь. К тому же через
некоторое время во время одной из
баскетбольных баталий он повредил
коленную чашечку. Казалось, что его
артистическая карьера закончена
навсегда. Прооперировать артиста
взялись немецкие врачи. Они и по-
ставили его на ноги.
С учениками.
2001 г.
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 75 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст