С
лужилый Петербург
ем, надолго ли? Говорят: неизвестно,
вероятно, дня на 4, а может быть, на
неделю, может, на месяц. В Унгенах
я ждал писем из разных мест Рос-
сии; нечего было делать; пошел в
почтовое управление с просьбою
переслать все мои письма в Яссы.
Через 4 часа тронулись дальше;
только унгенский комендант взду-
мал отправить наш поезд без всяко-
го звонка свистка, вследствие чего
дежурный офицер, несколько сол-
дат и командир батальона остались
в Унгенах; их потом привез пасса-
жирский поезд, вышедший спустя
три часа после нас. Яссы производят
приятное впечатление на путеше-
ственника; он красиво расположен
на отлогой горе, и главные улицы
вымощены асфальтом. Тип румын-
ских женщин отличается удиви-
тельной красотой. Извозчики пре-
восходны, и фрукты дешевы. Но
молдаване - мошенники ужасные,
хуже .
.. (неразборчиво. -
Авт.),
так
и норовят, чтобы надуть, провести,
обсчитать и содрать втридорога;
ругаются самым пошлым образом и
безжалостно терзают собак на ули-
цах. Вот все, что я успел заметить:
на следующее утро пришла теле-
грамма, чтобы безотлагательно
следовать в Зимницу. Я в третий раз
повторил одну и ту же глупость и
велел все адресованные мне письма
пересылать в Зимницу. В Бухаресте
пробыли только 1,5 часа и поехали
дальше, не успевши даже бегло
осмотреть город. Конечная станция
румынской жел[езной] дороги -
Журжево; но все пребывающие во-
йска высаживаются, не доезжая 8
верст, на станции Фратешти, потому
что Журжево постоянно бомбарди-
руется турками с противоположно-
го берега Дуная, и даже пассажир-
ские поезда, приближающиеся к
городу, подвергаются опасности от
турецких бомб. Мы приехали в
Фратешти в 8 час. вечера, когда уже
совсем стемнело; маленький гряз-
ный вокзал был битком набит пья-
ными солдатами, румынами, цыга-
нами и всяким проезжим и прохо-
дящим людом. Мы все были голод-
ны, но не могли добиться даже куска
хлеба: все было съедено. Батальон
расположился бивуаком неподалеку
от станции; офицеры также, п. ч. до
деревни 4 версты. Ночь была теплая
и звездная. Я подостлал под себя
кожаное пальто, под голову взял
подушку и почти немедленно за-
снул, потому что от самого Киева не
спал как следует. Во время моего сна
небо заволоклось тучами, пошел
дождь и стал хлестать меня в лицо.
Я проснулся и подумал про себя
«вот положение!», а дождь не пере-
стает лить, как из ведра. Тогда я стал
придумывать какой-нибудь исход.
Офицеры, расположившиеся возле
меня, куда-то исчезли; вдруг в не-
скольких шагах вижу повозку.
.
Светлая мысль озарила мою про-
мокшую голову! Я надел на себя
пальто, взял с собою мокрехонькую
подушку, подлез под спасительную
телегу (изобретательность, достой-
ная Робинзона Крузо), и под ее
прикрытием опять погрузился в сон.
Проснулся я утром с ощущением
мокроты, сырости и ломоты во всем
теле, и когда захотел исследовать
причину такого явления, то вскоре
увидел, что лежу в небольшой лу-
жице, образовавшейся вокруг моего
бренного тела, а кругом прыгают и
квакают лягушки и ползают про-
тивные сороконожки. Глупейшая
ситуация! Выкарабкавшись из-под
повозки, я пошел греться и сушить-
ся возле огня, разведенного несчаст-
ными, до костей промокшими сол-
датами. А потом взошло ясное сол-
нышко, и подогрело нас, и ободрило.
Здесь у нас была дневка. Я поехал в
Журжево и там на вокзале встретил
знакомого Вам Владимира Бока,
который ехал из Горного Студеня в
Бухарест в качестве уполномочен-
ного от Красного Креста. До отхода
поезда оставалось 4 часа, и мы вме-
сте с ним пошли осматривать город.
Жалкий вид представился нам: пу-
стые и покинутые жилища, выбитые
стекла, разрушенные стены, про-
ломленные крыши, мертвая тишина
и ни следа человеческого на улицах.
Только на центральной площади
кое-где сидели группы мужчин и
женщин. Вдаль дунайского берега
расположены наши караулы; мы
стояли как раз напротив той турец-
кой батареи, которая теперь еже-
дневно посылает пять-шесть бомб
на несчастный город; видели отряд
турецкой кавалерии, который про-
изводил какие-то маневры; видели
их госпиталь (прежде бывший вок-
зал) с красной луной на флаге,
вправо Рущук с высокими минаре-
тами, а позади него на высокой горе
сильный тур[ецкий] форт Левант
Табия. Наших батарей нигде не
было видно. Успевши еще наскоро
пообедать, мы потом сели на поезд
и поехали, Бок в Бухарест, а я об-
ратно во Фратешти, и эту ночь пере-
ночевал на столе у знакомого инже-
нера, которого встретил на станции.
Вечером получена телеграмма, что-
бы батальон шел через Зимницу в
Систово, где ему назначена зимняя
стоянка. На следующий день заигра-
ли генерал-марш, и мы выступили в
поход. Отсюда начинаются поход-
ные неприятности и неудобства.
Зная, что врачу полагается лошадь,
я требовал в Бобруйске узаконен-
ные 125 р. на покупку этого полез-
ного четвероногого. Мне их выдали,
но в Киеве отняли назад на том
основании, что я должен был купить
лошадь из числа тех 300 р. подъем-
ных, которые я получил в Петербур-
ге. Приходится обязательно идти
пешком, п. ч. у нас нет даже лазарет-
ной фуры, на которую можно было
бы присесть для отдыха. Но беда не
в этом, потому что я даже люблю
пешие экскурсии, а в том, что от
самого Фратешти и до сих пор не-
прерывно, день и ночь, идет дождь;
никак не можем ни просушиться, ни
переодеться, ни выбраться из невы-
лазной грязи, в которой вот уже
шесть дней топчемся, как свиньи
(извините за сравнение). 80 верст до
Зимницы были еще сносны, потому
что дорога довольно ровная (по
вспаханному полю), и в корчмах
можно было получить борщ, курицу,
чай, кофе и вино. Но от Зимницы
сюда 30 верст с горы на гору просто
убийственны; и за исключением
кислого вина и сыра нельзя полу-
чить ничего другого. В Зимницу мы
пришли 26-го на ночь; грязь, бук-
вально, непроходимая, выше колен;
и ни за какие деньги невозможно
получить комнату, чтобы переноче-
вать. Деревня очень невелика, а
проходящих войск - множество.
Две несчастных, грязных гостиницы
постоянно переполнены постояль-
цами, по 5-ти и 6-ти человек в ма-
леньком номере; частные дома тоже
битком набиты офицерами: где
только был свободный угол, - все
заняты. Недавно проезжавший Ве-
ликий Князь11 должен был поме-
ститься у коменданта в одной ком-
нате с ним. Уж мы обращались
сначала в полицейское и комендант-
ское управления, потом лично к
полицмейстеру и коменданту с
просьбой об отводе хоть одной ком-
наты для всех офицеров батальона,
81
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 80 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 82 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст