Р
ецензии книг о Петербурге
Петербургские
у
н
иверс
а
нт
ы
:
след в искусстве
С. Н . П олторак
Несколько месяцев назад в из-
дательстве «Знаменитые универ-
санты» вышла в свет новая книга
«Универсанты в мире искусства»:
биографические очерки.
Эта работа, как и многие другие
издания, вышла по инициативе из-
вестного петербургского историка
профессора Н. Я. Олесич.
Президент Санкт-Петербург-
ского государственного универси-
тета Л. А. Вербицкая во вступитель-
ном слове к книге справедливо отме-
тила, что микромир Петербургского
университета - строй его жизни,
высокий научный потенциал, осо-
бая духовная атмосфера, глубокая
интеллектуальность и интеллигент-
ность стали самобытной питатель-
ной средой, сформировавшей вы-
дающихся российских художников
такими, какими мы их знаем*.
Имена всемирно известных
художников, учившихся в Санкт-
Петербургском университете, про-
должают привлекать к себе людей
яркостью дарования. А. Н. Бенуа,
И. Я. Билибин, П. А. Брюллов,
Г. С. Верейский, М. А. В ру-
бель, Н. Н. Ге, И. Э. Грабарь,
М. В. Добужинский, В. Д. Поленов,
Н. К. Рерих - гордость университета,
гордость российской художествен-
ной культуры. О ярком даровании
художника говорят живописные
произведения других бывших сту-
дентов университета - писателя,
поэта, художественного критика
В. М. Гаршина, писателя, драматурга
и публициста Л. Н. Андреева, поэта
В. В. Хлебникова.
Особую ценность представляют
многочисленные редкие иллюстра-
ции, в особенности работы из част-
ной коллекции Р. Герра, любезно
предоставленные владельцем для
этого издания.
Поражает, с какой любовью
и знанием истории живописи о
персоналиях писали французские
исследователи Р. Клавьен-Мусина
и Р. Герра, а также член Санкт-
Петербургского Союза художников
России С. Н. Левандовский.
Книга о петербургских уни-
версантах-художниках отличает-
ся культурой оформления, про-
думанностью нюансов. Это по-
настоящему интеллигентное изда-
ние, ставшее сразу же после выхода
в свет огромной библиографической
редкостью.
Любителей и знатоков истории
нашего города в этой книге, безу-
словно, привлекут петербургские
сюжеты. Среди них - мозаичный
портрет Петра I (1754) работы
М. В. Ломоносова, иллюстрация
к поэме А. С. Пушкина «Медный
всадник» (1921) А. Н. Бенуа, аква-
рель М. В. Добужинского «Ленин-
град в блокаде» (1942-1943), работы
В. В. Воинова «Невский проспект»,
«Памятник А.С. Пушкину работы
А. М. Опекушина в Ленинграде»,
«Вид Фонтанки» (1936), произве-
дения И. И. Ваулина «Смоленское
кладбище», «Дом Мижуева на
Фонтанке, 26», «Дом Оленина на
Фонтанке, 101» (1920-е), картина
Г. С. Верейского «В саду Русского
музея» (1925). Вероятно, особенно
дорогой сердцу каждого петербурж-
ца и уж тем более универсанту будет
работа С. М. Городецкого «Петер-
бургский университет. Ректорский
дом» (1905).
Эту книгу нужно вдумчиво
читать. Над ней интересно неторо-
пливо размышлять. Рассматривая
известные, малоизвестные и почти
забытые произведения петербург-
ских универсантов невольно про-
никаешься духом великого чуда, на-
звание которому - Петербургский
университет.
* Универсанты в мире искусства: биографические очерки. СПб.: Знаменитые универсанты, 2008. С. 5.
9 7
История Петербурга. № 6 (46)/2008
предыдущая страница 96 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн следующая страница 98 История Петербурга №46 (2008) читать онлайн Домой Выключить/включить текст