И
счезнувшии город
Л. Ю . Сапрыкина
Петербург XXI века на наших
глазах стремительно меняет свой об-
лик. Далеко не однозначную оценку
вызывает поквартальный снос домов
в центральной части города. Вместе
с домами рядовой застройки из этих
районов навсегда уходит пласт исто-
рии нашего города.
Грандиозная стройка «другого
Петербурга» разворачивается сегод-
ня и на Синопской набережной. Не-
которые дома сносят, другие ждут
реконструкции, почти все расселе-
ны. Более «мертвую» зону в центре
города вряд ли можно увидеть, но
именно за этими неказистыми, об-
лупленными фасадами все дышит
историей торгового Петербурга.
По еще существующим дворовым
постройкам можно определить род
занятий владельцев домов и их по-
стояльцев.
Предлагаем читателям попы-
таться остановить процесс забвения,
почувствовать еще ощущаемый в
этом районе аромат XIX века.
Синопская набережная - одна
из важнейших и, к сожалению, пло-
хо изученных магистралей города,
набережная, которая долгие годы
сохраняла свою неповторимость и
не очень петербургский облик.
По выражению М. Е. Салтыкова-
Щедрина, хорошо знавшего эту
часть города, вид домов напоминал
провинцию, а точнее Замоскво-
речье. Эти «небольшие каменные
дома-особнячки возбуждают в про-
езжем люде зависть своею уютно-
стью и хозяйственным характером
обстановки. Обыкновенно дома
эти снабжены по улице небольши-
ми палисадниками, обсаженными
липами и акациями, а внутри -
просторными дворами, где помимо
конюшен, амбаров и погребов, не в
редкость найти и небольшое ого-
роженное пространство, в котором
насажено несколько кустов сирени,
и где-нибудь в углу ютится плетеная
беседка, увитая бобовником.
..»1.
Начинается Синопская на-
бережная от площади Александра
Невского и доходит до Смольного
проспекта. В конце XVIII века она
носила название Охтенской по
существовавшим двум перевозам
через Неву - Большеохтенскому
(напротив Смольного пр.) и Мало-
охтенскому (напротив нынешнего
пр. Бакунина). С 1821 по 1868 год
набережная называлась Невской.
Нумерация домов до 1858 года шла
в направлении, противоположном
сегодняшнему. В 1887 году набереж-
ной присвоили наименование Ка-
лашниковская - по находившемуся
там в д. 42-44 Калашниковскому
пивоваренному заводу (ныне в со-
ставе ЗАО «Ливиз»).
15
декабря 1952 года, к столетию
победы российского флота в Синоп-
ской бухте в ходе Крымской войны
1853-1856 годов, набережной при-
своили новое имя - Синопская. В
ее состав вошла и небольшая Ам-
барная улица, проходившая от реки
Монастырки до Херсонской улицы.
Ее название было связано с много-
численными амбарами, стоявшими
вдоль берега и исчезнувшими в
конце 60-х годов ХХ века в резуль-
тате реконструкции предмостной
площади, строительства гостиницы
«Москва» и междугородной теле-
фонной станции2.
Пока еще сохранившиеся вдоль
набережной небольшие трех- и
четырехэтажные дома-особнячки,
напоминая о своих прежних вла-
дельцах и их занятиях, возвращают
нас к середине XIX века, когда
набережная именовалась Калаш-
никовской.
Здесь, в I и II участках Рожде-
ственской части, преобладало тор-
говое сословие, купцы, группиро-
вавшиеся вокруг Калашниковской
пристани. Склады были почти во
всех домах. Здесь же, артелями и
поодиночке, жили люди, занимав-
шиеся ломовым и легковым извоз-
ом, а также небогатые чиновники3.
Для торговцев хлебом Калаш-
никовская набережная служила
речными воротами Петербурга.
Хлебные баржи тянулись с Волги:
из Самары, Саратова, Симбирской
и Вятской губерний. Все они прибы-
вали на Калашниковскую пристань
с ее многочисленными причалами и
амбарами. Основным собственни-
ком тех амбаров была Александро-
Невская лавра. Ей принадлежал 41
амбар и две огромные кладовые с
69 отдельными хранилищами. Все
амбары были каменными, прочны-
ми, с дверями, выходившими на две
стороны - на Неву и к железнодо-
рожному полотну, соединявшему
пристань с Николаевской железной
дорогой. Оштукатуренные стены,
деревянные полы, вентиляционные
отдушины и специальное складиро-
вание с отступом от стен и потолка
создавали великолепные условия
для хранения хлеба4.
Читаем у А. А. Бахтиарова: «За-
купка хлеба для потребностей сто-
лицы производится в Барановском
трактире на Калашниковской при-
стани». Ежедневно по утрам сюда
«стекаются лабазники, мелочники,
булочники и пекари со всего Петер-
бурга. Кроме того, сюда же приезжа-
ют хлеботорговцы из Финляндии
<...> Хлеботорговцы сидят за чаем
и беседуют между собою. Все они
разделились на две группы. В одном
конце трактира сидят хлебные тузы,
партионщики-миллионеры, а в дру-
гом - что называется, мелкая сошка.
<...> По рукам ходят пакеты с про-
бами. <.
..> Торг ведется на ушко,
и сделка закрепляется битьем по
рукам <.
..> вся операция держится
на честном слове»5.
Сегодня хлебная торговля ис-
чезла, но «память места» осталась:
выйдя из вестибюля станции метро
«Площадь Александра Невского» и
повернув за угол телефонной стан-
ции, вы сразу почувствуете запах
свежеиспеченного хлеба, донося-
щийся с хлебозавода на Херсонской
ул. (ОАО «Каравай»).
Большинство домов, которые
помнят историю бывшей Калашни-
ковской наб., или уже снесены или
подготовлены к сносу.
Некогда принадлежавший Алек-
сандро-Невской лавре дом № 22
(1860-1861, арх. К. И. Брандт) снес-
ли в 2007 году. Ровная пустынная
площадка и синий забор говорят о
13
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 12 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст