Б
у
удни и праздники
сколько оркестров, рядом заводили
граммофоны, а на набережной Невы
выступала Певческая капелла.
Даже водное пространство было
использовано: по Фонтанке, Мойке
и по Канавке плавали лодки с пев-
цами и гитаристами, а на пруду сада
«был сооружен плот, на котором
подвизался хор Архангельского».
Нечто подобное, но, естествен-
но, с меньшим размахом, проис-
ходило и в других садах города, куда
заранее завозили рояли, которые,
по признанию очевидцев, потом
неделями стояли забытыми среди
аллей.
На улицу тащите рояли,
барабан из окна багром.
Барабан, рояль раскроя ли,
но чтоб грохот был,
чтоб гром.
(В. Маяковский.
«Приказ по армии искусства»,
1918)
Чтобы представить всю полноту
картины этой «изумительной маев-
ки» (именно так она именовалась
в последующих отчетах), следует
сказать еще об одном новшестве,
использованном в тот день на празд-
нике, - о театрах на трамваях.
(Здесь опять же воплотились мечты
Маяковского, ратовавшего за то,
чтобы пролетарское искусство было
повсюду: на улицах, на фабриках,
в трамваях, а не в мертвых храмах-
музеях). Несмотря на то, что транс-
порта в городе катастрофически не
хватало и трамваи ходили плохо,
с самого утра 1 мая двенадцать
вагонов с прицепленными к ним
грузовыми площадками, на которых
были выстроены фанерные бала-
ганы, собрались на Михайловском
кольце (площадь Искусств), а к
вечеру, когда уже заканчивались
субботники на Марсовом поле и у
Зимнего, эти трамваи под руковод-
ством комендантов двинулись по
городу каждый своим маршрутом,
делая остановки в заранее наме-
ченных местах, где их уже ждали
зрители, чтобы посмотреть специ-
ально подготовленные к празднику
представления. По свидетельству
обозревателя, «художественный
уровень их был не особенно высок,
дело не шло дальше аллегориче-
ских сцен и наивных шуток, но зри-
тели с гиком и криками провожали
трамвай, и так неслись эти пестрые,
размалеванные театры на колесах
вдоль облезших, полуразрушенных
улиц 1920 года».
..
В полночь начался фейерверк
на Неве. Празднование Дня между-
народной солидарности трудящихся
продолжалось до поздней ночи.
А на следующий день люди,
пришедшие на набережную 9 января
и на площадь Урицкого, увидели,
что дворцовая ограда исчезла.
2 4
1
Петроградская правда. № 243
2
Петроградская правда. № 95.
3 Петроградская правда. № 98.
«На месте решетки, где была
безобразная груда камней, осталось
чистое и ровное место. .
Матросы,
рабочие и ломовики на пл. Урицкого,
совершили чудеса производительно-
сти труда. Всего было перетащено
127 000 пудов тяжестей. Мелкие
камни предположено употребить
в качестве щебня на постройку
шоссе, цокольные же камни и са-
мою решетку решено отвезти на
Волково кладбище, где огородить
место, называемое литераторскими
мостками», - писал корреспондент
«Правды» 4 мая 1920 года. Сколько
энергии и сил нужно было затратить,
чтобы за полдня уничтожить одну
из самых красивых оград в городе!
Меж тем и камни ограды, и
части решетки еще долго про-
должали лежать на набережной,
на Литераторские мостки их так
и не перевезли. Праздничный эн-
тузиазм закончился, появились
более насущные и неотложные дела.
Только в 1924 году по просьбе ра-
бочих Краснопутиловского завода
дворцовую решетку установили на
проспекте Стачек, у Сада 9 января,
но на низком постаменте и без золо-
ченых деталей выглядела она совсем
по-другому.
А посаженный 1 мая на Марсо-
вом поле сад к середине лета почти
весь завял, ведь под тонким слоем
земли на бывшем плацу был сплош-
ной кирпич, и следующей весной
площади Жертв революции нашли
более практическое применение - ее
засадили картофелем и капустой.
Итог празднику 1 Мая подвела
«Петроградская правда»: «То, что
несет с собой победа трудящихся, в
тысячу крат искупает великие жерт-
вы, принесенные во имя ее».
Автор, у которого, по его соб-
ственному признанию, не хватило
красок описать грандиозное перво-
майское действо, заканчивал свою
статью призывом: «Товарищи!
Пишите! Кто может да не сделает
этого, тот обворует историю нашей
великой революции»1
2
3.
И, как выясняется, он в чем-
то оказался прав: сейчас мало кто
знает, когда и при каких обстоятель-
ствах исчезла решетка у Зимнего,
не простоявшая на своем месте и
двадцати лет.
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 23 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст