троительство и архитектура
В истории русского искусства памятник императору Александру III занимает особое место. Произведение
скульптора Паоло Трубецкого (1866-1938) стало новым словом в монументальной скульптуре Х Х столетия. С этим
памятником в истории искусства связана деятельность специалистов по истории русской скульптуры, и прежде
всего, Григория Макаровича Преснова (1890-1973), создателя отдела скульптуры Русского музея, собирателя и
исследователя его уникальной коллекции.
На страницах журнала о встречах и работе с Г. М. Пресновым вспоминает Леонид Михайлович Волков, клас-
сик отечественного документального кино, автор исторических фильмов «Бородино», «Восковые персоны», «Петр
Великий», «Век дворцовых переворотов» и других, последние десять лет - фотохудожник, летописец современной
биографии Государственного Эрмитажа.
Л. М . Волков
30
Л. М. Волков на съемке фильма
Небольшая комната, заставлен-
ная скульптурой. Бюсты, фигуры,
барельефы на стеллажах, на полу, на
письменном столе, за которым поч-
ти не видно хозяина. Это - Григорий
Макарович Преснов, заведующий
отделом скульптуры Государствен-
ного Русского музея.
«Вся его жизнь» - так называл-
ся фильм о Г. М. Преснове, который
я снимал на «Лентелефильме» в
1970 году. Моему герою в то время -
уже за 80, но он был еще достаточно
энергичен и много рассказывал о
своей жизни. За долгие годы работы
в музее ему удалось собрать здесь
уникальную коллекцию русской
пластики. Я слушал Григория Мака-
ровича и писал кассету за кассетой
на студийный магнитофон.
Он рассказывал о приобщении
к коллекции Русского музея скуль-
птуры Козловского «Поликрат», о
трехфигурной композиции Матвее-
ва «Революция», о спасении в годы
войны «Анны Иоанновны с арап-
чонком» Растрелли и о монументе
Трубецкого «Александр Ш».
Необыкновенная судьба этого
памятника и творчество князя
Трубецкого мне были особенно ин-
тересны. Я чувствовал, что в этом
материале есть все для будущего
фильма.
Памятник Трубецкого «Алек-
сандр III» - это изображение не-
пререкаемой силы русского народа.
Ведь это весь русский народ, а не
Александр Ш.
..
Все, начиная с пьедестала, - это
сила и мощь. П. Трубецкой сам го-
ворил: «То, что я хотел выразить, я
выразил - мощь и силу».
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 29 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 31 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст