С
т
троительство и архитектура
Только после посещения вы-
ставки П. Трубецкого начинают
ценить его вещи. Раньше гово-
рили - чудак, ничего не читает,
в музеи не ходит, считали, что он
будет последователем Толстого.
Не очень веря, что наступит
время, когда памятник вернется на
свое историческое место, Григорий
Макарович мечтал поставить его
временно в Михайловском саду.
Может быть, поэтому и возникла его
идея о музее под открытым небом:
«...Дело в том, что наша скульптура
давно уже переросла назначение му-
зейного памятника. Ведь музейные
памятники предполагают станковые
произведения, портреты, небольшие
статуи, а большие статуи, конечно,
не музейные.
.Мы решили, что группу скуль-
птур нужно отлить в бронзу и ор-
ганизовать «музей под открытым
небом». В Пушкине имеются две
статуи - юноши, играющие в бабки
и свайки. Мы хотим временно по-
просить и поставить их у входа в
музей, со стороны Михайловского
сада. Это будет первый шаг, потом
«Русского Сцеволу» поставить, по-
том «Венеру» Щедрина.
Это вещи европейского харак-
тера, и если их связать с природой,
то это очень будет хорошо. Сама
природа очень благородна в этом
саду».
Для фильма я снял и напечатал
в фотолаборатории музея большие
увеличения этих скульптур. Худож-
ники «оцветили» их «под бронзу»
и затем, вырезав по контуру, на-
клеили силуэты этих скульптур на
большие стекла. Стекла я привез
в Михайловский сад и стал искать
перспективное совмещение скуль-
птуры с реальным пейзажем. Потом
поставил кинокамеру, скомпоновал
кадр. Когда пришел Преснов, я неза-
метно подвел его к камере и попро-
сил посмотреть в окуляр. Григорий
Макарович онемел, что-то бормотал
невнятное, потом оторвался от визи-
ра с ошарашенным лицом.
Я рассказал ему о приеме, пока-
зал еще несколько запланированных
мест для совмещений.
В одном из последних разгово-
ров Григорий Макарович сказал:
«Если вам выпадет счастье дожить
до лучших времен, сделайте фильм о
памятнике Александру III, воздайте
должное его автору».
Потом пришла перестройка,
рухнула коммунистическая идео-
логия, устоявшиеся структуры
жизни. Возникло бесчисленное
количество однодневных фирм и
различных фондов. В 1980-е годы
появился фонд «Возрождение»,
и я, без всяких надежд, обратился
туда с идеей фильма об истории
памятника, и неожиданно получил
небольшие деньги на производство.
Фильм был недорогой, в основном
архивные материалы: рисунки,
фотографии, статьи. Можно было
рассчитывать на помощь Русского
музея, его директор согласился быть
консультантом.
Единственные серьезные расхо-
ды предполагались на перемещение
монумента в другой угол двора, где
были точки отхода, где можно было
сделать реконструкцию мастерской.
Мы купили несколько бетонных
блоков для временного пьедестала.
Само передвижение, при помощи
крана и платформы прошло быстро
и без всяких повреждений. Но это
было потом, а сначала предстояла
работа над сценарием, увлекатель-
ное путешествие по историческим
документам, где неоценимую по-
Торжественное открытие памятника Александру III на Знаменской площади.
1909 г.
31
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 30 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст