С
т
троительство и архитектура
32
мощь мне оказала предварительная
работа, проделанная Григорием Ма-
каровичем на протяжении многих
лет. Им были инвентаризированы
многие существующие материалы о
памятнике: документы, публикации,
фотографии.
И вот я в Государственном ар-
хиве. Стандартная обложка архив-
ного дела. Шифр. Дата - начато 25
ноября 1899 года. Надпись - «Дело
о памятнике Александру Ш».
Непривычный канцелярский
стиль позапрошлого века: «По
поручению господина министра
финансов имеем честь покорнейше
просить Вас, милостивый государь,
не признаете ли вы возможным при-
нять участие в именном конкурсе
по составлению проекта памят-
ника императору Александру Ш,
основателю великого Сибирского
железного пути. Каковой памят-
ник предполагается соорудить на
площади напротив Николаевской
железной дороги».
Пожелтевшие фамилии на фо-
тографиях скульпторов - Баха, Обе-
ра, Опекушина, князя Трубецкого,
Чижова - участников конкурса на
сооружение памятника Александру
Ш: их проекты, эскизы, модели бу-
дущего памятника.
Вот с этого документа началась
дальнейшая судьба монумента:
«Памятник будет сооружен по вы-
сочайшему одобренному проекту
скульптора князя Трубецкого и ар-
хитектора Шехтеля на Знаменской
площади, против Николаевского
вокзала».
В архиве К. К. Буллы есть пре-
красные фотографии того времени.
Знаменская площадь. Конки, ка-
реты, извозчики. Уходящая вдаль
перспектива Невского проспекта.
«Государь император, обозрев
22 июня 1909 года выставленную в
Петергофском дворце семнадцатую
увеличенную модель памятника,
всемилостивше соизволили одо-
брить эту модель, как равно:
а) образец Гангутского гранита
для пьедестала
б) место на Знаменской пло-
щади
в) способ отливки бронзовой
фигуры памятника (способ утра-
ченного воска). Выразил необ-
ходимость считаться с мнением
художника.
..»
И вот портрет самого худож-
ника - князя П. П. Трубецкого.
Высокий лоб, бритое, твердое, точ-
но высеченное лицо, прямой нос,
тонкие губы.
На портрете работы Бакста
А. Н. Бенуа удобно и непринужден-
но расположился в «вольтеровском»
кресле. Богатый и тонкий духовный
мир портрета прекрасно соответ-
ствует размышлениям этого велико-
лепного знатока истории искусства:
«...Пожалуй, в Петербурге и не было
национальных памятников. Ведь
оба наших Петра - произведения
иностранцев. Точно так же как Ни-
колай I - балтийца Клодта.
... Растреллиевский «Петр», оде-
тый в театральный римский костюм,
сидящий на величественно ступаю-
щем коне - это Петр, каким его хоте-
ли видеть передовые современники.
Это кесарь - царь, августейший
император и первосвященник.
«Петр» Фальконе, вскочивший
на дикую скалу и на ходу благо-
словляющий свое создание, тоже не
имеет ничего русского в себе. Это
Петр I в воображении энциклопеди-
стов и Екатерины II - гениальный
человек природы.
Каждый из этих кумиров твердо,
определенно и мощно говорил то, что
хотело сказать общество через своих
художников. Поэтому-то эти произ-
ведения и гениальны. Они одухотво-
рены целым миром, целой эпохой.
Сможет ли князь Трубецкой с
такой кафедры, так памятник, го-
ворить так, чтобы захватить толпу,
чтобы она трепетала и млела.
Дано ли это Трубецкому?»
По описаниям современников, у
князя была просторная мастерская
с широкой стеклянной крышей, с
лестницами и выносными площад-
ками, высокими стремянками, стел-
лажами и столами, заставленными
работами. Светлая драпировка
перекрывала часть расстеклованной
стены, за которой виднелись кроны
тополей и едва различимые крыши
петербургских домов.
В мастерской у него жили тогда
32 собаки, 2 оленя, 2 медведя, волк,
баран и заяц. Они создавали ту при-
вычную для мастера атмосферу, без
которой он не мог творить.
Он был большой оригинал,
князь П. Трубецкой. Молчаливый
вегетарианец, основатель новой
школы. Некоторые критики под-
нимали его до высот Родена. Были
и такие, которые ставили выше.
В 1900 году он выставил три
своих работы на Всемирной выстав-
ке в Париже и получил Гран-при.
Это был триумф.
Реконструкция скульптурной мастерской во дворе Русского музея
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 31 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст