С
т
троительство и архитектура
34
виде. Я был вполне удовлетворен,
когда увидел выросший на площа-
ди монумент. Он отвечал идеалу, к
которому я стремился в этой работе.
Признаться, я не рассчитывал на то
восторженное впечатление, какое
произвел на меня монумент.
Некоторые считают, что па-
мятник как будто не закончен в не-
которых деталях. Это естественно,
у всякого художника идея гораздо
выше исполнения. Правда, когда я
смотрю на иные произведения, мне
кажется, что они и не начинались.
..
...Я ехал сюда уверенный в го-
рячем приеме, каким контрастом,
наполнявшим меня чувствам, ока-
зался холод, сразу здесь пахнувший
на меня. Я на него не рассчитывал.
Мое пребывание в Петербурге со-
вершенно отравлено».
В старых фотографиях есть
много снимков, сделанных в Им-
ператорской академии художеств.
Это групповые портреты в классах и
мастерских, на выставках и товари-
щеских вечеринках. О чем говорили
тогда почтенные художники?
«Господа, я очень любил Алек-
сандра III и не могу смотреть на
эту грубую вещь, проезжая мимо, я
порчу нервы».
«Господа, господа, это карика-
тура на сапоги, на лошадь, на шапку,
сплошная карикатура. Это не ло-
шадь, а зверь какой-то.».
Будут в этом диалоге и знако-
мые лица. История сохранила их
оценки.
Чистяков:
«Не лошадь, а грубая скамейка,
сработанная топором. Ну, а фигура
царя на что похожа?».
Репин:
«Верно, верно? Толстозадый
солдафон, тут он весь, тут он весь.
Тут и все его царство! Я поздравляю
себя, всю Россию и все наше потом-
ство с гениальным произведением
искусства».
Но были и другие мнения. Газе-
та «Золотое руно» писала:
«Открытый недавно памятник
Александру III на Знаменской
площади являет собой великое
торжество русского искусства. Гран-
диозный монумент воплотил в себе
с гениальной силой всю жестокую
правду всероссийского тупика и его
исторические причины.
.Хрипящий зверь сказочной
силы под бесстрастным всадником,
забывшим про него и устремившим
фантастический взор в роковую
даль, водружен на простой до дер-
зости пьедестал.
Лепка совершенная в своей
дикости впервые открыла истин-
ное дарование П. Трубецкого. В
статуе на площади в Петербурге
был смысл столь глубокий и столь
действенный, которого в никакой
другой скульптуре наших площадей
не было.».
Конь императора уперся ко-
пытами в пьедестал, оглушенный
грохотом оркестровой меди. Разо-
рвана до безобразия его пасть. Под
марш чередой проходят праздники:
ноябрьские, первомайские, съезды,
слеты.
И вот монумент, но уже как
дикий зверь, спрятанный за толстые
прутья решетки.
Эта же решетка станет каркасом,
на котором начнут крепиться, сме-
няя друг друга, аляповатые плакаты
агитпропа. Они почти полностью
перекрывают униженный монумент,
и лишь в узкие щели видны будут
сдвинутые брови императора или
открытая пасть коня.
Ленинградский Совет рабочих
краснофлотских и красноармейских
депутатов 10 октября 1937 года:
«Ввиду того, что памятник Алексан-
дру III на площади не представляет
исторической и художественной
ценности, Президиум постановляет
убрать памятник Александру III».
Григорий Макарович Пре-
снов вспоминал: «Когда памят-
ник разобрали, погрузили его на
платформу, повезли по Лиговке к
Путиловском заводу, платформа
сломалась, скульптуру сняли, за-
двинули в ближайший двор, там
она и простояла».
Он показывал мне этот двор на
фотографии, где под брюхом лоша-
ди, среди хлама и мусора, стояла
маленькая девочка с куклой в руках,
позже, для фильма, эту фотографию
я разыскать не смог.
Из воспоминаний Преснова:
«.от Лиговки недалеко и до
Путиловского завода. Меня вызва-
ли в Смольный, спросили - какова
эта скульптура? Я сказал, что это
гениальное произведение. Тогда ее
отдали в Русский музей.
.Положили просто так в саду,
среди деревьев. Он лежит, и так он
близок к природе, ноги у него, как
коряги мощные.
.П отом подтащили к му-
зею.».
«19 ноября 1938 года Государ-
ственный Русский музей сообщает,
что считает произведение Трубец-
кого «Пугало» ценным, как в худо-
жественном, так и в историческом
отношении. Согласны принять его
на хранение на одном из внутренних
дворов».
А вот последнее из записей
Преснова: «Началась война. Немцы
наступали, закопать эту скульптуру
в яму не успевали. Нам прислали
3 баржи песка по Мойке. Мы засы-
пали, накат сделали, и, представьте,
Съемочная группа. В центре - Л. М. Волков. Справа - заведующая отделом
русской скульптуры Русского музея Л. П. Шапошникова
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 33 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 35 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст