М
узеи Петербурга
42
участвовал в разработке новых
типов общественных и жилых зда-
ний, мемориальных сооружений.
Об этом свидетельствуют конкурс-
ные проекты здания крематория в
Митрополичьем саду Александро-
Невской лавры (1919), районных
бань на Ватном острове (1920), па-
мятника В. И. Ленину у Финлянд-
ского вокзала (1924), хлебозавода
на Херсонской улице (1926), Дома
Советов на Московском проспекте
(совместно с С. А. Турковским и
Н. Ф. Хомутецким, 1936) и др. В их
числе один осуществленный проект
жилого дома на 300 квартир для
рабочих завода «Красный треуголь-
ник» на Старо-Петергофском пр.,
21 (1927-1929). По своим эстети-
ческим характеристикам большин-
ство работ И. Г. Лангбарда конца
1920-1930-х годов укладываются в
русло набиравшего тогда силу стиля
«Ар деко», являвшегося естествен-
ной реакцией зодчих на чрезмерный
аскетизм и рациональность «совре-
менной архитектуры».
22 мая в Инженерном доме Пе-
тропавловской крепости открылась
выставка, посвященная 125-летию
Андрея Андреевича Оля, известного
петербургского архитектора, худож-
ника и педагога. Выставка в Петро-
павловской крепости представляла
ретроспективу творческой деятель-
ности зодчего, проекты существую-
щих и несохранившихся построек
архитектора, а также неосущест-
вленные проекты, созданные для
Петербурга, Москвы, Киева. Всего
около 100 листов авторской архи-
тектурной графики 1900-1940-х
годов, акварели и рисунки мастера,
архивные документы из фондов.
Государственный музей истории
Санкт-Петербурга обладает самой
полной коллекцией работ А. А. Оля:
от первых самостоятельных про-
ектов особняков и дач 1900-х годов
до масштабных проектов застрой-
ки разных районов Ленинграда,
созданных уже в советское время.
Выполненные в различные годы ра-
боты мастера позволяют проследить
ход стилистического, конструктив-
ного и функционального развития
отечественной архитектуры первой
половины ХХ столетия.
Андрей Андреевич Оль (1883-
1958)
родился в Петербурге. В
1910 году он окончил Институт
гражданских инженеров. В сту-
денческие годы в 1905-1906 годах
проходил стажировку в Гельсинг-
форсе (Хельсинки) у ведущих
мастеров финского национального
романтизма, архитекторов Элиеля
Сааринена и Армаса Линдгрена, в
1906-1907 - в Петербурге у Федора
Лидваля. В первые годы самостоя-
тельной профессиональной дея-
тельности, работая в русле модерна
и неоклассики, архитектор создал
ряд проектов частных загородных
и городских особняков. В 1920-е
годы он принимал активное участие
в многочисленных архитектурных
конкурсах, работал над проектами
жилых зданий нового типа и про-
мышленных сооружений.
С 1921 года А. А. Оль начал
преподавательскую деятельность
в Петроградском инженерно-
строительном институте. С 1934 по
1956 годы архитектор возглавлял
мастерскую института «Ленпроект»,
работавшую над проектом плани-
ровки и застройки жилых кварталов
в районе Автово. В 1941 году он был
избран членом-корреспондентом
Академии архитектуры СССР, в
послевоенное время принимал уча-
стие в работах по восстановлению
Петергофа. С 1946 по 1958 год за-
ведовал кафедрой архитектурного
проектирования.
В числе экспонатов первая
самостоятельная работа А. А. Оля,
принесшая ему известность, -
выполненный в стиле северного
модерна проект дачи писателя
Леонида Андреева (1907-1908,
не сохранилась) в Ваммельсуу на
Карельском перешейке и один из
лучших образцов неоклассицизма -
проект особняка Т В. Белозерского
(1913-1914) на Дворянской улице,
25 (ныне - ул. Куйбышева).
1920-е годы в творчестве ар-
хитектора представлены на вы-
ставке конкурсными проектами
Коллективного дома для Петро-
града (1921), кинотеатра в Киеве
(1926), Смоленского рынка (1926,
совместно с Н. Е. Лансере, Т Д. Ка-
ценеленбоген) и клуба при заводе
«Серп и молот» (1929) в Москве.
Здесь же можно было увидеть
и осуществленные проекты со-
ветского времени: проекты пони-
жающих подстанций Волховской
ГЭС (1924), клуба Ленинградского
торгового порта (1925), застройки
кварталов в Автово (1930-е), про-
ект восстановления Петродворца
(1940-1950-е) и др.
Дополняли экспозицию художе-
ственные работы А. А. Оля - графи-
ческие виды Ленинграда, Павловска,
Царского Села, Гатчины, Токсово и
разрушенного во время войны Петер-
гофа. Рядом с ними - выполненные
мастером декорации к пьесе Б. Шоу
«Скандалисты» и эскизы предметов
декоративно-прикладного искус-
ства: чайного сервиза «Евгений
Онегин», чернильных приборов.
15
мая 2008 года в Иоанновском
равелине Петропавловской крепо-
сти открылась выставка известного
петербургского автора знаменитого
«Зайчика» у стен Петропавловской
крепости и «Кошки Василисы» на
Малой Садовой улице - Владимира
Алексеевича Петровичева.
В. А. Петровичев родился в
1953 году в Кохтла-Ярве в Эстонии.
Окончил Художественное училище
имени В. А. Серова (1978). С 1985
года - член Союз художников СССР
(ныне - Союз художников России).
С 2007 года ему присвоено звание
«Заслуженный работник культуры
Российской Федерации». В. А. Пе-
тровичев - участник 120 выставок
в России и за рубежом. Его первая
персональная выставка состоялась в
2003 году в залах Союза художников
в Петербурге и была приурочена к
50-летию со дня рождения мастера.
Выставка 2008 года раскрывала
многогранность творчества мастера:
здесь были представлены работы,
выполненные в анималистическом
жанре; среди них модели известных
петербургских памятников жи-
вотным, созданных скульптором;
изображения многочисленных пред-
ставителей фауны: львов и жирафов,
бегемотов и быков, лягушек, бабочек,
небольшие статуэтки на тему спорта,
музыкальных инструментов. Обыч-
ные бытовые предметы превращены
руками и душой мастера в произведе-
ния искусства: зеркало со скарабея-
ми, светильник с игуаной. Художник
использовал природные мотивы для
трансформации предмета потребле-
ния в некий образ, имеющий свой
потаенный смысл, становясь своего
рода метафорой - символом. Можно
сказать, что все его произведения глу-
боко метафоричны. Если же говорить
о стиле, в котором работает мастер, то
его истоки можно искать в модерне,
с его текучими, плавными линиями,
отсутствием драматического начала.
Дополняли экспозицию фотоработы
скульптора.
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 41 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст