М
узеи Петербурга
Само название выставки - «Не-
видимые струны» - глубоко мета-
форично. Представленные на ней
произведения приоткрывали перед
зрителем завесу, под которой рас-
крывалась душа мастера-художника.
Его образы, воплощенные в бронзе,
повествуют о неразрывной свя-
зи с городом, где живет и творит
скульптор. Ключом к пониманию
этой связи являются два экспона-
та: фея-ангел, играющая на арфе с
невидимыми струнами. Воздух во-
круг экспоната словно вибрирует, и
слышится чудная игра арфистки. А
также кузнечик, выполненный поч-
ти в человеческий рост, с крошечной
фигуркой ангела, сидящей на одной
из его ног. Мотив ангела встречается
во многих работах, это образ храни-
теля Санкт-Петербурга.
В Петербурге установлено
шесть скульптур работы мастера:
«Кошка Василиса» (2000), «Зайчик,
спасшийся от наводнения» (2003),
«Лягушка Кика» (2004) в бывшем
Чесменском дворце, «Бегемотик»
(2004) и «Улитка» (2005) во дворе
Санкт-Петербургского государ-
ственного университета и «Тишина
Матроскина» (2006) на карнизе
мастерской художников-митьков
на улице Марата (первоначально -
на ул. Правды). Работы скульптора
также можно увидеть на улицах Са-
ранска («Медвежата», «Муравьед»,
«Белочка», все - 1987) и города
Сосновый Бор в Ленинградской
области («Золотая рыбка», 2003). В
экспозиции представлены модели -
копии с установленных скульптур.
Работы скульптора находятся в
собраниях Государственной Третья-
ковской галереи, Государственного
Русского музея, Государственного
музея городской скульптуры Санкт-
Петербурга, в Государственном
музее истории Санкт-Петербурга,
в частных собраниях Швеции,
Швейцарии, Германии, Финляндии,
Франции, Китая и др.
8
мая в Невской куртине от-
крылась выставка произведений
представителя ленинградского
андеграунда так называемой «га-
зоневской культуры» - художника
Юрия Жарких, носящая название
«Алфавит поэта». Юрий Жарких
родился в 1938 году. Окончил Выс-
шее художественно-промышленное
училище им. В. И. Мухиной в Ле-
нинграде (1967).
С первых самостоятельных ша-
гов в искусстве заявил о себе, как о
ярком, самобытном художнике. В
1970-е годы Ю. Жарких - один из
лидеров неофициального искусства
Ленинграда и Москвы, организатор
первых выставок художников анде-
граунда в Ленинграде в ДК им. И.
И. Газа (1974) и «Невский» (1975),
участник знаменитой Бульдозер-
ной выставки, состоявшейся в 1974
году в Москве. По его инициативе
в конце 1975 года было создано То-
варищество экспериментальных вы-
ставок, объединившее художников-
нонконформистов. Из-за пресле-
дования властей он эмигрировал в
Германию, а затем во Францию, где
живет и работает уже более 30 лет.
В 2004 году Ю. Жарких было воз-
вращено российское гражданство.
Ю. Жарких - участник более 150
персональных и групповых выста-
вок в Париже, Бонне, Нью-Йорке,
Цюрихе, Лондоне, Токио, Барсе-
лоне, Брюсселе, Монте-Карло и
других городах мира.
Впервые отечественный зритель
смог погрузиться в творческий мир
художника. Выставка - посвящение
ленинградским поэтам 1960-1970-х
годов: Виктору Кривулину, Борису
Тайгину, Борису Куприянову, Оле-
гу Охапкину, Владимиру Эрлю,
Петру Чейгину, Виктору Ширали,
Константину Кузьминскому, Влад-
лену Гаврильчику и другим. На ней
представлены 20 работ, освещающие
творчество художника за 1995 год.
На презентации выставки был
представлен альбом с одноимен-
ным названием «Алфавит поэта»
- это сборник картин, поэм, фото-
графий, рисунков и рассказов.
Оригинальное исполнение альбо-
ма, тексты которого - на русском
и французском языках, позволяет
погрузиться в мир Юрия Жарких,
в мир интересного, неординарного
человека, которому не чужды про-
блемы современного общества и
окружающих его людей, человека с
истинно философским взглядом на
мир и драматическим восприятием
действительности.
Проект включает в себя 20 жи-
вописных работ, каждая из которых
соответствует одной из букв латин-
ского алфавита. От А до V. В их чис-
ле «Адам», «Голгофа», «Интуиция»,
«Кредо», «Мертвым возрождение»
«Дети рока» и др. Его работы глубо-
ко символичны и метафоричны. В
своих произведениях автор активно
использует текстовые, буквенные
символы, которые несут дополни-
тельную смысловую нагрузку и
раскрывают замысел автора. На его
творчество оказало влияние искус-
ство русского авангарда и немецкого
экспрессионизма начала ХХ века, а
также «аналитический метод» Пав-
ла Филонова, который Ю. Жарких
широко использует. Его картины
- не просто отражение внутрен-
него мира художника, а попытка
заглянуть в глубины человеческого
бытия. Все его работы экспрессивны
и глубоко драматичны.
Тема «газоневской» культуры
слабо освещена в искусствоведче-
ской и исторической литературе
с критической точки зрения, но
выставка Ю. Жарких дает ключ к
ее пониманию, раскрывая одну из
ее граней.
Творческий мир художника,
скульптора раскрывает отношения
между средой, где он родился и
вырос, и его внутренним миром.
Именно в историческом контексте
можно глубже понять потаенные
уголки человеческой души. Санкт-
Петербург-Ленинград - сакральное
пространство, город, который про-
является через призму творчества
людей. ХХ век внес в историю горо-
да новые веяния и трагедии, драмы
разбитых судеб и новое восприятие
реальности. В начале прошлого века
две революции, изменив ход исто-
рии, раскрепостили внутренний мир
художника. Крушение идеалов дало
мощный толчок к развитию ново-
го восприятия действительности,
преломлению в авторском художе-
ственном творчестве объективной
реальности и переосмыслению вос-
приятия пространства города.
43
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 42 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст