П
,
утешествие по городу
знаете, некоторые преподаватели не
хотят такого «вольного» обращения
к вам, а хотят строгостей.
.. Если вы
вернетесь, никаких наказаний не
будет, будем считать это днем прогу-
лок». Переговоры были успешными,
и группа, за исключением двоих,
решила вернуться. «Они ехали в
поезде, заняли почти целый вагон
и очень хорошо пели под управле-
нием отца.
.. Приехали на Ржевку
и построились парами, как на обед,
отец сзади, а они впереди длинной
вереницей.
.. прошли в свое отделе-
ние»11. Много труда и душевных
сил вкладывали в воспитанников во
время их пребывания в Колонии, но
и после выпуска старались не терять
с ними связь. Все подростки получа-
ли по выходе полную экипировку и
небольшое пособие. Особо заботи-
лись о тех, кто продолжал учиться:
«И. М. Иванов - кончил курсы
Гатчинской учительской семи-
нарии, выдано ему за год 117 ру-
блей, поступил в военную службу;
И. П. Лукецкий окончит (четвер-
тый год) частные политехнические
курсы - пособие 45 рублей платы за
слушание курса»12.
В конце 1915 года в связи с
расширением Морского и Главного
артиллерийского полигонов было
принято решение о переносе Зем-
ледельческой колонии в Извару -
имение Рерихов, выкупленное Во-
енным министерством. Подтолкнул
к переводу и взрыв на Пороховом
заводе, который случился летом 1915
года: «Это было между 6-7 часами
вечера.
.. когда вдруг со стороны по-
роховых заводов поднялся огненный
шар, который вдруг рассыпался, и
повалил дикий пороховой столб
дыма.
.. сколько людей погибло, не
знаю, говорят сотни, чуть ли не ты-
сячи, но этого мы никогда не узнали,
потому что из-за войны это уже было
засекречено. В этот самый же вечер
мы встретили совершенно обезу-
мевших рабочих: все еще в шоковом
состоянии они продолжали куда-то
бежать и прятаться.
..»13.
Для войны с Германией, начав-
шейся в 1914 году, были мобилизо-
ваны все силы, и даже колонисты
помогали общему делу: «со второй
половины отчетного года воспитате-
ли и воспитанники были усиленно
заняты заказами от Главного Артил-
лерийского полигона.
.. О громадном
значении этих военных мастерских
на питомцев и говорить нечего:
они сделались и сами участниками
общего дела.
..»14. Помогали фронту
и учителя: они постановили отчис-
лять часть заработка на содержание
на передовых позициях лазарета
имени «Русского учительства».
Директор колонии отмечает также
в своем отчете, что в это время по-
ведение мальчиков улучшилось, и
количество побегов стало меньше.
Тогда же в колонию были эвакуиро-
ваны воспитанники исправительной
колонии под Вильно.
В Извару колония переехала ле-
том 1916 года. Имение представляло
собой двухэтажный помещичий дом
с башней, откуда открывался за-
мечательный вид на окрестности и
парк с широкими аллеями и цветни-
ками. Для колонии было построено
несколько каменных и деревянных
домов, в которых размещались семьи
педагогов и воспитанники. Мальчи-
ки жили в «интернате», специально
построенном для них корпусе, в
помещичьем же доме разместились
канцелярия и квартира директора. В
последний предреволюционный год
жизнь в Изваре, несмотря на войну,
быстро наладилась. Весело и пышно
отмечали первые Рождественские
праздники на новом месте.
После октябрьских событий
1917 года в имение пришли пред-
ставители Комитета бедноты, и
директор М. П. Беклешов был
объявлен «нежелательным элемен-
том». Новые власти руководителем
колонии назначили Е. Н. Андреева.
Это были тяжелые годы, в которые,
несмотря на голод и разруху, сумели
сохранить самое ценное - детей.
В 1918 году в колонию приезжал
комиссар народного просвещения
А. В. Луначарский: «С ним разыгра-
лась забавная история. Стояла до-
вольно холодная погода, и он был
в большой, богатой шубе. Сначала
он говорил с педагогами.
.. Ни на чем
не настаивал, никаких новейших
доктрин не проповедовал.
.. произ-
нес речь перед ребятами, а затем в
виде шутки сказал рядом стоящему
мальчику: «Ну что, нравится тебе
моя шуба?» - и прикрыл его полой
шубы. Потом все разошлись обе-
дать, комиссар поговорил с отцом и
педагогами.
.. полез за часами, но их
не оказалось. Он страшно удивил-
ся, а отец сразу понял, в чем дело.
..
Он вызвал того мальчика и сказал:
«Товарищ народный комиссар в
восторге от твоей ловкости. Как
ты ловко снял его часы! Ну, давай
их сюда». Мальчишка осклабился
в восторге и сказал: «Я только по-
шутил. Хотел показать, какой я лов-
кий».
.. Луначарский был потрясен
и отцовским подходом к мальчику,
и тем, что отец, восхитившись его
ловкостью, сохранил легальность,
шутливость всего эпизода»15. Конеч-
но, малолетние правонарушители
ангелами не были; но, благодаря
вполне обоснованной системе вос-
питания и доброму отношению
воспитателей, все они, по крайней
мере, получали шанс вернуться к
нормальной жизни.
Потом следовала череда прихо-
дов «белых» и «красных». С прихо-
дом последних школа была закрыта,
а оставшихся учителей и учеников
перевели в Петроград и распредели-
ли по разным детским учреждениям.
На месте Земледельческой колонии
на Ржевке сейчас находятся дачные
участки и несколько жилых до-
мов. И, может быть, только старые
деревья на берегах Лубьи помнят
мальчиков-колонистов и их неуто-
мимых наставников.
1
Андреев Н. Е. То, что вспоминается. Таллин, 1991. С. 3.
2
Земледельческие и ремесленные приюты как воспитательные заведения для несо-
вершеннолетних преступников и бедных детей. СПб., 1870. С. 3.
3 Там же. С. 5.
4 Устав Общества земледельческих колоний и ремесленных приютов. СПб., 1870. С. 4.
5 Андреев Н. Е. Указ. соч. С. 30.
6 Ровинский П. А. Отчет Земледельческой колонии за 1874-1876 годы. СПб., 1877.
7 Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: В 30 т. Л., 1986. Т. 22. С. 17.
8 Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. Отчет за 1890 год.
СПб., 1891. С. 1.
9 Там же. С. 2-5.
10 Там же. С. 6.
11 Андреев Н. Е. Указ. соч. С. 50.
12 Петроградское Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. Пг.,
1916. С. 34.
13 Андреев Н. Е. Указ. соч. С. 56.
14 Петроградское Общество земледельческих колоний и ремесленных приютов. С. 8.
15 Андреев Н. Е. Указ. соч. С. 95.
7
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 6 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст