Полное освобождение Ленинграда
от' врафеской блокады,
ее военно-политиЧеское
и международное значение
М . Я. Тарасов
локада Ленинграда
78
Командующий войсками Ленинградского фронта генерал-полковник
(с 18 ноября 1943 г. генерал армии) Л. А. Говоров и член военного совета
генерал-лейтенант А. А. Жданов
Победы Красной армии, до-
стигнутые в 1943 году под Сталин-
градом и на Кавказе, под Курском
и на Днепре, ознаменовали собой
коренной перелом в ходе Великой
Отечественной войны в пользу Со-
ветского Союза.
В 1943 году значительно улуч-
шилось и положение осажденного
Ленинграда. Прорыв блокады, вос-
становление сухопутной связи со
страной благотворно сказались на
жизни и боевой деятельности его
героических защитников. Инициа-
тива ведения военных действий на
северо-западном стратегическом
направлении перешла к советским
войскам. Наступил коренной пере-
лом и в битве за Ленинград.
Благодаря организованной ГКО
всенародной помощи осажденному
городу только по вновь проложен-
ной железной дороге вдоль южного
берега Ладожского озера в Ленин-
град с февраля и до конца года было
доставлено 4,4 млн тонн различных
грузов, в том числе продовольствие,
топливо, сырье, вооружение и бое-
припасы1.
Это позволило значительно
улучшить продовольственное снаб-
жение населения Ленинграда, ко-
торое стало получать продукты по
нормам других городов Советского
Союза.
Однако, несмотря на некоторое
улучшение положения после проры-
ва блокады, непосредственная угро-
за Ленинграду не была устранена.
Третий год враг стоял у стен города.
На его улицах и площадях все еще
рвались бомбы и артиллерийские
снаряды, причиняя огромный ущерб
и унося тысячи жизней. Потеряв
всякую надежду захватить Ленин-
град, враг в бессильной ярости
стремился причинить ему возможно
большие разрушения. За 1943 год на
город было сброшено 600 фугасных
и более 2600 зажигательных бомб, а
также более 68 тысяч артиллерий-
ских снарядов2.
Железная и автомобильная до-
роги, проложенные вдоль южного
берега Ладожского озера, системати-
чески подвергались артиллерийским
обстрелам и авиационным ударам.
Более 1200 раз железнодорожники
48-й железнодорожной колонны в
1943 году восстанавливали пути по
линии Поляна-Шлиссельбург.
К началу января 1944 года на
северо-западном участке советско-
германского фронта боевые дей-
ствия вели войска Ленинградского
(командующий генерал армии
Л. А. Говоров), Волховского (гене-
рал армии К. А. Мерецков), 2-го
Прибалтийского (генерал армии
М. М. Попов) фронтов и Балтий-
ский флот (командующий адмирал
В. Ф. Трибуц). Им противостояли
немецкая группа армий «Север»,
оперативная группа «Восток» и
финский флот, поддерживаемые 1-м
воздушным флотом «Люфтваффе»
и финской авиацией.
Летом и осенью 1943 года вой-
ска Ленинградского и Волховского
фронтов сорвали последние попыт-
ки противника вновь выйти к юж-
ному побережью Ладожского озера,
восстановить прорванную блокаду
Ленинграда и овладеть городом, а
2-й Прибалтийский фронт своим
левым крылом освободил крупный
узел город Невель и охватил 16-ю
немецкую армию с юга.
Интересы обеспечения безопас-
ности Ленинграда, политические
и стратегические соображения,
связанные с дальнейшим ведением
войны, требовали полного снятия
блокады города и освобождения
Ленинградской области3. В этом и
заключалась главная задача войск
северо-западного направления. Ее
выполнение открывало путь в При-
балтику, облегчало освобождение
Карельского перешейка и Карелии,
выход флота на просторы Балтики и
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 77 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 79 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст