С
л
лужилый Петербург
А.
А. Бочаров
лот и петербургское
наводнение
1 8 2 4 года
Наводнение в Петербурге в 1824 году на Дворцовой площади
Наводнение 7 ноября 1824 года
осталось в истории Петербурга
самым грандиозным и разруши-
тельным из всех подобных бедствий,
пережитых городом. Официальные
документы и мемуарные свидетель-
ства рисуют многочисленные траги-
ческие эпизоды событий того дня.
О наводнении и его последствиях
написано немало. Исследователя
военно-морской истории в первую
очередь привлекают два сюжета,
связанных с наводнением 7 ноября
1824 года. Это судьба Кронштадта -
базы Балтийского флота и участие
военных моряков в помощи постра-
давшим в Петербурге.
Наводнение застало Кронштадт
совершенно к нему неподготовлен-
ным. «Хотя оно было уже не первое,
и рассказы, а может быть и офици-
альные сведения о прежних наво-
днениях, конечно, не могли не быть
на памяти у многих, но, тем не менее,
Кронштадт как будто находился в
каком-то особенном положении, и
опыты прежнего времени, заставив-
шие в Петербурге более сериозно
отнестись к делу, на Кронштадт не
оказали никакого влияния»1.
До 1824 года подъемы воды
мало беспокоили командование
Кронштадтского порта. Напро-
тив, документы XVIII века полны
жалоб на частые спады воды. Пень-
ковые якорные канаты получали
слабину, и суда начинали переме-
щаться, «купаясь в иле и вылезая
на мели». В 1718 году был случай
посадки корабля днищем на лапу
собственного якоря. Иногда при
продолжительных спадах воды
суда выводили на внешний рейд
для приема грузов. Исключением
были события октября 1726 года.
В. Н. Берх, один из первых иссле-
дователей истории петербургских
наводнений, ссылаясь на записки
адмирала С. И. Мордвинова, писал:
«В октябре 1726 года была большая
вода, от шторма с моря, от чего весь
Кронштат потоплен был, кроме
высокого места, где ныне церковь
Богоявления, и Катерининской
улицы»2. Подобная участь ожидала
Кронштадт и в ноябре 1824 года.
В ночь на 7 ноября начался
сильный юго-западный ветер, пре-
вратившийся утром в бурю. Утром
7 ноября вода в Кронштадте под-
нялась так, что покрыла все улицы,
кроме нагорной части, и достигла
11,5
фута выше ординара (3,7 ме-
тра). «Море кипело белою пеной,
огромные волны стремительно ка-
тились вдоль фарватера и разбива-
лись о бастионы крепостей»3. Волны
перехлестывали через крепостные
стены, заливали укрепления, сры-
вали ворота, разворачивали днища
доков. Мосты у Цитадельских и
Кронштадтских ворот были уне-
сены в море, у всех кордегардий
снесены платформы. На западной
стороне крепости в 6-м и 7-м ба-
стионах, реданах и двух флешах, так
же как и по всей северной стороне,
брустверы были полностью смыты.
В укреплении Александр-шанец у
двух бастионов фасы были смыты
во всю ширину, четыре орудия
скатились на берег. На нескольких
батареях были смыты в море кара-
ульные дома, пороховые погреба и
пирамиды для снарядов. На месте
старой северной батареи № 1, сне-
сенной волнами, после наводнения
были видны только сваи4.
Пострадала не только крепость,
но и город, преимущественно его
северная часть. Было полностью
разрушено 29 частных домов. Еще
196 домов пострадали настолько,
что позже пришлось их разобрать5.
В день наводнения в гаванях
Кронштадта находилось 28 линей-
ных кораблей, 19 фрегатов, 6 бригов
и до 40 транспортов и мелких судов.
Из них корабли «Князь Владимир»,
«Святой Андрей», «Мироносец»,
«Память Евстафия», «Чесма» и
фрегат «Константин» были введены
в канал Петра I для последующей
разломки. Остальные суда были
ошвартованы в Военной и Средней
гаванях, кроме фрегата «Быстрый»,
занимавшего брандвахтенный пост
у Купеческих ворот. Во время бури
из всех судов, стоявших в Военной
и Средней гаванях, устояли на
своих местах только 12, а именно: в
Военной гавани корабли «Ростис-
лав», «Петр», «Берлин», фрегаты
«Автроил», «Патрикий» и «Легкий»
и гемам № 11; в Средней гавани
корабли «Ретвизан», «Фершам-
пенуаз», «Сысой Великий» и бриг
8 5
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 84 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 86 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст