С
лужилый Петербург
8 6
«Коммерстракс» и в Купеческой га-
вани фрегат «Быстрый». Остальные
были отнесены со своих мест. Суда
плясали на разбушевавшихся вол-
нах и бились друг об друга. В числе
находившихся на стоянке судов
были шлюпы «Восток» и «Благона-
меренный», участвовавшие в плава-
ниях в высоких широтах. Корабли
«Святослав» и «Не тронь меня»
нанесли этим шлюпам больше по-
вреждений, чем полярные льды.
«Вся северная часть военной гавани
представляла беспорядочную массу
судов всех величин и типов, сбитых
в тесную кучу в самом страшном
положении»6.
Главный командир Кронштадт-
ского порта вице-адмирал Ф. В. фон
Моллер 8 ноября 1824 года сообщил
управляющему Морским министер-
ством: «С прискорбием доношу
В.[ашему] П.[ревосходительству]
о горестных последствиях бывшей
7 числа сего ноября от SW бури,
каковой по летописям Кронштадта
никогда не бывало. Вода возвысилась
выше ординарной на 11 1/ 2 футов, а
ветром и волнами истреблены все
деревянные гаванные крепости и
снесены с пушками и якорями, на них
бывшими. Остались только полураз-
рушенные два деревянных бастиона и
в таком же виде половина бастиона.
Каменные же брустверы сброшены,
и некоторые пушки опрокинуты.
Корабли, фрегаты и прочие суда в
гаванях брошены на мели, и многие
из них нет надежды спасти»7.
Известный мореплаватель и
военно-морской деятель В. М. Го-
ловнин считал гибель почти всех
деревянных строений Кронштад-
ской гавани и крепости следствием
их плохой постройки, вызванной
злоупотреблениями кронштадт-
ского начальства. «Сила океанского
волнения не смогла сорвать крон-
штадтские укрепления, - писал
он, - если бы они были сделаны
так, как должно.
..»8. Повреждения и
убытки, причиненные наводнением
строениям в Кронштадте и Петербур-
ге, были столь велики, что пришлось
учредить специальную комиссию для
их уточнения и оценки9.
Как ни парадоксально, большие
разрушения в Кронштадте имели и
положительные последствия. Вско-
ре началась работа по воссозданию
крепостных и портовых сооружений
уже не из дерева, а из камня. «На-
воднение 1824 года дало толчок, а
энергия императора Николая Пав-
ловича явилась причиной возрож-
дения крепости на новых началах,
т. е. превращения ее из деревянной
в каменную»10.
8
ноября 1824 года Ф. В. фон
Моллер отдал приказ всем началь-
никам отдельных частей подробно
донести о числе погибших. Сведе-
ния доставлялись медленно, были
крайне неполны. Согласно первона-
чальным данным, число погибших
во время наводнения в Кронштадте
достигало 120 человек11. Эта циф-
ра подтверждается и сообщением
В. Мирошевского, одного из свидете-
лей наводнения. «Сколько погибло -
неизвестно, - писал он, - но полагают,
что гораздо больше ста человек»12.
Однако официальные итоговые
сведения о численности погибших,
представленные 10 декабря 1824
года главному командиру порта,
содержали почти вдвое меньшие
данные. Согласно им, всего погибло
в Кронштадте 76 человек, из них
46 мужчин и 30 женщин и детей13.
Большую часть погибших мужчин
составляли солдаты и матросы,
находившиеся в караулах и часо-
выми на укреплениях. Известны
некоторые фамилии погибших мо-
ряков. Так, в их числе упоминаются
матросы Черняев (на Толбухином
маяке) и Клементьев (из караула в
Купеческой гавани), штурманский
помощник Иванов и его брат, кора-
бельный ученик14.
Трагические события заставили
руководство Кронштадтского порта
задуматься о мерах по уменьшению
последствий возможных будущих
бедствий. 21 декабря 1824 года
главный командир порта сообщил
начальнику Морского штаба: «чтобы
жители низменных частей города
могли быть предварены, особливо
ночью, о предстоящей им опасности,
равномерно, чтобы команды, назна-
ченные к снятию судов с мели, не-
медленно из казарм могли идти, - ве-
лел я у главной гауптвахты поставить
пушку, и выстрелами давать сигналы,
как то в Петербурге делается»15.
Ущерб, нанесенный гранди-
озным бедствием корабельному
составу Балтийского флота, харак-
теризует ведомость, представленная
спустя 4 месяца после наводнения
управляющему Морским мини-
стерством А. В. фон Моллеру. Она
показывала, «какие именно кораб-
ли, фрегаты и суда после бывшего
7-го числа прошедшего месяца
ноября наводнения признаются
благонадежными к кампании сего
(1825 г.) лета». В этом документе
перечислялись суда, оставшиеся
от разгромленного стихией флота:
5 линейных кораблей, 9 фрегатов,
1 корвет, 1 шлюп, 3 брига и 1 шхуна.
Из них «благонадежными» для даль-
него плавания (в «дальнее море»)
были признаны 3 линейных корабля
(«Святой Андрей», «Сысой Вели-
кий» и «Князь Владимир»). Четвер-
тый («Ретвизан») требовал осмотра,
а пятый («Фершампенуаз») можно
было послать «с починками в здеш-
нее море». Из фрегатов в «дальнее
море» годились лишь шесть. Из числа
мелких судов только бомбардирский
корвет «Гремящий» был признан
благонадежным для дальнего плава-
ния, а остальные годились лишь для
плаваний в Балтийском море16. Боль-
шинство судов надо было ставить
на ремонт, некоторые пришлось
вообще разбирать.
Участие военных моряков в спа-
сении пострадавших от наводнения
в Петербурге отражают некоторые
мемуарные свидетельства. Одно из
самых подробных принадлежит
декабристу А. П. Беляеву, в 1824
году - офицеру Гвардейского
флотского экипажа. «Наводнение
1824 года 7 ноября началось в ночь
с 6-го на 7-е. 6-го числа был сильный
западный ветер, который затем пре-
вратился в страшную бурю, так что
течение Невы остановилось, и вода
стала заливать берега. В вечернем
приказе я был назначен дежурным
по батальону, а брат мой дежурным
на императорский катер, стоявший
против дворца у дворцовой набе-
режной. Когда я шел от Калинкина
моста, где мы жили, в казармы, по
набережной Мойки, то едва не был
сбит с ног силою урагана, так что,
державшись только за перила изо
всей силы, мог подвигаться. Вода
уже била фонтанами из всех водо-
сточных труб, заливая улицы, и за-
хватывала всех пешеходов, которые
по воде должны были спешить к
своим домам или должностям»17.
Беляев рассказывал драматиче-
скую историю спасения моряками
Гвардейского экипажа во главе с его
братом, мичманом П. П. Беляевым,
людей, находившихся на сенной
барке, оказавшейся перед Зимним
дворцом. Император, увидев из
окна бедствующих, послал генерал-
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 85 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст