начала убывать. Из морских казарм
заметили бедствие караульни и от-
правили на помощь катер. П. И. Греч
посадил на катер несколько солдат с
арестантами и унтер-офицером и до-
ждался их возвращения. Последовало
еще несколько рейсов. Отправив всех
находившихся на крыше караульни
(60 нижних чинов и 22 арестанта), он
вместе со старшим унтер-офицером
поехал последним. Вскоре после
этого здание караульни рухнуло в
воду. «Ночевали они в морской ка-
зарме, поужинав черствым хлебом,
которым поделились с ними добрые
моряки»24.
В катастрофических условиях
наводнения нашлись и те, кто, сохра-
няя хладнокровие, вел наблюдение
за уровнем подъема воды и фикси-
ровал полученные результаты. Так,
в личном фонде В. М. Головнина со-
хранились записи уровней подъема
воды, произведенные в Главном
Адмиралтействе 7 ноября 1824 года25.
Позднее Головнин составил проект
правил безопасности для жителей
Петербурга во время наводнения26.
Интерес представляют свиде-
тельства иностранцев о событиях
лужилый Петербург
7 ноября 1824 года. Осенью 1824
года Россию посетил офицер фран-
цузского флота Жюль де Траверсе,
племянник русского морского ми-
нистра маркиза И. И. де Траверсе.
Вот что написал он своему отцу
Огюсту де Траверсе:
«Ужасная катастрофа погрузи-
ла столицу в траур. В ночь на 7-е
Петербург едва не погрузился в
морскую пучину. Чудовищное наво-
днение сносило целые дома, все пер-
вые этажи зданий были затоплены.
Два селения исчезли с лица земли.
Из писем, которые получает дядя,
ясно, что бедствие так или иначе
коснулось всех. Вода не спадала в
течение целого дня. Наводнение
было вызвано сильнейшим ветром
(вест-зюйд-вест), уровень воды на
пять футов превысил уровень наво-
днения 1777 г., о котором до сих пор
вспоминают с ужасом. Продлись
оно чуть дольше, от Петербурга,
стоящего на сваях, возможно, во-
обще бы ничего не осталось.
..»27.
Атмосферу опасения новых
разрушительных бедствий, сохра-
нявшуюся в Петербурге и Крон-
штадте в течение нескольких дней
после наводнения, передает письмо
Г С. Батенькова от 14 ноября 1824
года. «По сие время, - писал он,
- мы не можем опомниться и успо-
коиться, взирая на каждом шагу на
ужасные следы опустошительного
потопа. Нас пугает всякое едва при-
метное возвышение воды, пугает
туман, слабый ветер, а более всего
пугает, как детей, ежедневная смена
дня ночью». Автор письма упомя-
нул и последствия наводнения для
флота: «.суда разбиты и рассеяны;
.Кронштадт лишился многих укре-
плений и вооружения»28.
Спустя год после наводнения,
при воцарении Николая I в составе
Балтийского флота насчитывалось
только 5 годных к службе линей-
ных кораблей вместо двадцати
семи, которые надлежало иметь
согласно штату, утвержденному
Александром I29. Одной из причин
такого положения были послед-
ствия наводнения. Восстановление
флота потребовало нескольких
лет напряженной работы. Только
в 1833 году корабельный состав
Балтийского флота достиг своей
штатной численности.
8 8
1
Головизнин К. Наводнение 7 ноября 1824 года в Кронштадте / / Морской сборник. 1881. № 7. Неоф. отдел. С. 65.
2
Берх В. Н. Подробное историческое известие о всех наводнениях, бывших в Санктпетербурге. СПб.: Морская типография, 1826. С. 23.
3 Аллер С. Описание наводнения, бывшего в Санктпетербурге 7 числа ноября 1824 года. СПб.: Типография народного просвеще-
ния, 1826. С. 17.
4 Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. Кронштадт: Типография газеты «Котлин», 1904. С. 171-172.
5 Головизнин К. Указ. соч. С. 89.
6 Головизнин К. Указ. соч. / / Морской сборник. 1881. № 8. Неоф. отдел. С. 48.
7 Цит. по: История отечественного судостроения: В 5 т. Т. 1. СПб.: Судостроение, 1994. С. 294-295.
8 РГАВМФ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 25. Л. 67 об. Вероятно, в этих словах Головнина была значительная доля истины. В 1826 г. внезап-
ная ревизия, проведенная в Кронштадтском порту М. П. Лазаревым, вскрыла большие злоупотребления. Главный командир порта
Ф. В. фон Моллер был уволен в отставку «за непростительные беспорядки, явное нерадение к службе и противузаконные действия»:
Коргуев Н. Русский флот в царствование императора Николая I. СПб.: Типография Морского министерства, 1896. С. 12.
9 См.: РГАВМФ. Ф. 131. Оп. 1. Д. 3483. Л. 1-15: «Об учреждении комиссии для уточнения повреждений и убытков по строениям
после наводнения 7 ноября 1824 г.».
10 Тимофеевский Ф. А. Краткий исторический очерк двухсотлетия Кронштадта. Кронштадт, 1913. С. 50.
11 Головизнин К. Указ. соч. / / Морской сборник. 1881. № 7. Неоф. отдел. С. 81.
12 Цит. по: Померанец К. С. Три века петербургских наводнений. СПб.: Искусство-СПб, 2005. С. 39.
13 Головизнин К. Указ. соч. / / Морской сборник. 1881. № 7. С. 89.
14 Там же. С. 83.
15 Цит. по: Головизнин К. Указ. соч. / / Морской сборник. 1881. № 7. С. 66.
16 Андриенко В. Г. До и после Наварина. М.: АСТ; СПб.: Terra Fantastica, 2002. С. 32-33.
17 Беляев А. Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном. 1805-1850. СПб.: А. С. Суворин, 1882. С. 136-137.
18 Там же. С. 138.
19 Завалишин Д. Воспоминания. М.: Захаров, 2003. С. 104.
20 Там же. С. 104-105.
21 Там же. С. 105.
22 Там же. С. 105-106.
23 Там же. С. 106.
24 Греч Н. И. Записки о моей жизни. М.: Книга, 1990. С. 236.
25 См.: РГАВМФ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 19. Л. 52-53: «Наблюдения над возвышением воды в Главном Адмиралтействе, произведенные
при наводнении в Петербурге 7 ноября 1824 года».
26 См.: Там же. Д. 21.
27 Цит. по: Шатне М. дю. Жан Батист де Траверсе, министр флота российского / Авториз. пер. с фр. М. Л. Андреева. М.: Наука,
2003. С. 333.
28 Батеньков Г. С. Сочинения и письма: [В 2 т.]. Т. 1: Письма (1813-1856). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1989.
С. 184, 185.
29 Коргуев Н. Русский флот в царствование императора Николая I. СПб.: Типография Морского министерства, 1896. С. 10.
История Петербурга. № 1 (47)/2009
предыдущая страница 87 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №47 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст