П
р
ригороды
Неизвестный художник первой
половины XIX века. Портрет графа
Алексея Григорьевича Разумовского
(1709-1771).
Холст, масло.
Государственный музей истории
Санкт-Петербурга
На правом берегу, на возвы-
шенности, стоял усадебный дом,
квадратный в плане.
Регулярной планировки сад
имел оранжереи. Известно, что
императрица Анна Иоанновна вы-
соко ценила и такую способность
графа, как умение организовывать
выращивание диковинных овощей
и фруктов, поставляемых к столу
государыни. Так, в петербургских
оранжереях выращивали многие
диковинки; зимой появлялись ана-
насы. Вероятно, столь же богаты
были и гостилицкие оранжереи.
Усадьбу украсил храм во имя
Владимирской Божьей Матери.
Его поставили к востоку от бар-
ского дома.
Будучи человеком, обладавшим
не только большим инженерным
опытом, но крупной хозяйствен-
ной сметливостью, Б. Х. Миних на
реке Гостилке создал ряд запруд,
менявших ее природные очертания.
Это позволило как разнообразить
пейзаж, так и на вновь образованном
озере (в системе реки, близ ее исто-
ка) устроить мельницу. С той мель-
ницей связан исторический анекдот,
сообщаемый М. И. Пыляевым: «В
сороковых годах, когда в большой
паводок ушел один из больших
прудов, то на дне обмелевшего пруда
был найден мельничный жернов,
на котором высечен был вензель
Миниха, кроме того буква М., над
ней корона, а внизу 1741 г., по пре-
данию этот жернов был опущен
Минихом в день конфискации его
имения в казну»3. Свидетельством
же его подлинности служил вы-
шеописанный жернов, установлен-
ный на пьедестале на берегу пруда.
Известный историк упоминал его
существующим в 1880-е годы.
Берега реки в районе мельницы
соединялись плотиной. К ней вела
дорога от центра усадьбы, вдоль
которой располагались служебные и
хозяйственные постройки. А далее -
каменоломни. За селом Гостилицы,
раскинувшимся на левом берегу реки,
был сооружен красильный завод.
Работы в Гостилицах прово-
дились масштабные, как и все, чем
занимался граф Б. Х. Миних. При
Петре II он стал губернатором
(«главным начальником Санкт-
Петербурга, Ингерманландии, Ка-
релии и Финляндии») и генерал-
полицмейстером города. А при
Анне Иоанновне - президентом
Военной коллегии; он возглавлял
комиссию по исправлению воен-
ной части в России, участвовал в
Верховном тайном совете. Генерал-
фельдмаршал, активный участник
военных действий того периода,
он во главе войск осаждал Данциг,
затем брал Азов, Перекоп, Бахчи-
сарай, Акмечеть, Кинбурн, Очаков,
Хотин. Блестяще разбил турок при
Ставучанах.
А кто же был помощником фель-
дмаршала и исполнителем его воли
в архитектурных и ландшафтных
работах в Гостилицах? Архитектор,
которому можно было бы приписать
авторство этого усадебного комплек-
са, точно не известен. Ряд исследова-
телей как на единственно возможного
автора указывает на Никола Жирара,
прибывшего в Россию в 1716 году
вместе с Ж. Б. Леблоном. О широкой
Неизвестный художник середины XVIII века. (С оригинала Г. Х. Гроота).
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Холст, масло.
Государственный Исторический музей
31
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 30 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст