П
р
ригороды
юг, он служил центром парадному
двору, от которого в виде флангов
отходили «кавалерские корпуса»
(дома для гостей). В ансамбль
усадьбы входила Троицкая церковь,
возведенная вместо старой деревян-
ной. Ее заложили в 1755 году, когда
Андрей Квасов был в Петербурге.
Будучи по сути дела «домашним»
архитектором А. Г. Разумовского,
он исполнил множество архитек-
турных и строительных работ, в том
числе в Малороссии, в Козельце и
в Глухове, где находилась «гетман-
ская столица». Освящение церкви
состоялось в 1764 году. Храм в
Гостилицах дошел до наших дней.
(В руинированных остатках церк-
ви до ее восстановления читались
основные объемы, просматривались
главные архитектурные элементы).
Помочь воссоздать исторический
облик церкви Святой Троицы позво-
лил рисунок выдающегося зодчего
Джакомо Кваренги, выполненный
им в 1780-1790-е годы, хранящий-
ся в Городской библиотеке города
Бергамо (Италия).
Перед нами предстает храмовая
постройка, в которой соединяются
разнохарактерные и разновремен-
ные ее части. От основного объема
первого этажа «отодвинуты» двух-
колонные портики, перекрытые
треугольными фронтонами. Углы
основного здания закруглены, а
прорезающие их окна обрамлены
рустом. Второй ярус постройки с
круглым в плане барабаном, с кру-
Луи Токке (1696-1772).
Портрет графа Кирилла Григорьевича
Разумовского (1728-1803).
1758 г.
Холст, масло. Государственная
Третьяковская галерея
Дж. Кваренги (1744-1817). Дом К. Г Разумовского в Гостилицах. 1780-1790.
Бумага, тушь, акварель. Городская библиотека Бергамо (Италия)
А. И. Орловский (1777-1832). Портрет
архитектора Чарльза Камерона.
1809 г Бумага, итальянский
карандаш, сангина, мел, пастель.
Государственный Русский музей
глыми же и арочными проемами,
стилистически отличается от ниж-
него. Необычен и облик колокольни
с люкарнами в ее куполе.
Рисунок Д. Кваренги доносит
до нас еще ряд изображений - ка-
менные гостевые дома, здания слу-
жебного назначения, отстроенные,
скорее всего, в 1750-е годы.
Непременной принадлежно-
стью вельможной усадьбы в ту эпо-
ху являлись парковые павильоны.
Как возможного строителя гости-
лицких павильонов - «Эрмитажа» и
«Чайного домика» некоторые иссле-
дователи называли Ф. Б. Растрелли,
однако с таким утверждением вряд
ли можно согласиться4. Восьмиу-
гольное в плане, одноэтажное зда-
ние, перекрытое восьмигранным же
куполом, - таким было это типично
барочное здание «Эрмитажа», пред-
назначенное для уединения, интим-
ных встреч и свиданий.
А вот как описывал «Чайный
домик» петербургский литератор
Б. Федоров (правда, уже в 1842 г.):
«...величественный двухэтажный
павильон. Главный фасад его, с дву-
мя боковыми пристройками, пред-
ставляет и с восточной и с западной
стороны четырехугольник, увенчан-
ный куполом, под которым большое
полукруглое окно принадлежит к
верхнему этажу, а продолговатые
окна на выступающей части здания
отделяются одно от другого столба-
ми, двери стеклянные сквозные, к
ним примыкает широкая каменная
лестница с одной и с другой стороны
павильона. Он стоит на возвышен-
ности, с которой белые столбы и
зеленый купол его видны в разных
концах сада.»5. Это описание до-
носит до нас основные характерные
черты постройки, сохранившейся и
поныне, но в искаженном виде.
Скорее всего постройку «Эрми-
тажа» и «Чайного домика» можно
связывать также с именем А. В. Ква-
сова. А в воплощении его проектов
в 1760-е годы участвовал Василий
Семенович Яковлев (1745 - ?),
строивший как в обеих столицах,
так и в провинции.
В Гостилицах при А. Г. Разумов-
ском череда праздников не преры-
валась. Он жил здесь «по-царски»,
«милости Елизаветы сыпались на
него». Охоты сменялись балами с
фейерверками и иллюминациями.
Вновь обратимся к сведениям, при-
33
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 32 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 34 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст