П
р
ригороды
Заслуживает внимания и сле-
дующее сообщение М. И. Пыляева:
«Император Петр III часто посещал
Гостилицы; 27 июня 1762 г. граф
Разумовский давал в честь посеще-
ния государя и государыни велико-
лепный праздник. В Гостилицах в
этот вечер Петр III и Екатерина II
виделись в последний раз»10.
После смерти Алексея Григо-
рьевича имение наследовал его брат
Кирилл Григорьевич (1728-1803),
генерал-адъютант, фельдмаршал,
вельможный президент Академии
наук, последний гетман Мало-
россии. Получивший образование
в Кенигсберге и Страсбурге, он
известен своей помощью М. В.
Ломоносову. Вознесенный на бли-
стательные вершины власти, он, по
многочисленным свидетельствам
современников, сохранил доброту,
щедрость и доступность.
Несмотря на то, что ему при-
ходилось делить свое время между
Санкт-Петербургом и Малороссией,
он свой гостилицкий дом привел в
соответствие с веяниями времени.
Д. Кваренги оставил нам его изо-
бражение (хранится в городской
библиотеке Бергамо). Акварель,
имеющая подпись архитектора -
«Дом К. Г. Разумовского в Гостили-
цах», не вызывает сомнения в том,
что это классицистическое сооруже-
ние, напоминающее палладианские
виллы, могло быть «убежищем»,
местом уединения вельможного
владельца.
Д. Кваренги показал зрителю
садовый фасад дворца. Возведенный
на возвышении, дворец исполнен
благородства форм и пластической
выразительности. Полуротонда в
два этажа, венчаемая полусфери-
ческим куполом, выдвинута перед
основным прямоугольным объемом
здания. На верхнюю отметку вы-
соты цоколя вела полукруглая
многомаршевая лестница. Первый
этаж здания оформлен рустом. Его
низкие помещения, вероятно, были
жилыми. Второй, парадный этаж
оформлен спаренными колоннами
и прорезан высокими окнами.
Сооружение этого здания сле-
дует отнести ко второй полови-
не 1780 - началу 1790-х годов.
Проект выполнен, безусловно,
крупным мастером архитектуры.
Композиционные приемы подска-
зывают нам имя Чарльза Камерона,
создателя Павловского дворца, и
Неизвестный художник первой
половины XIX в. Портрет графа
Андрея Кирилловича Разумовского
(1752-1836). 1830-е гг
Холст, масло.
Музей В. А. Тропинина и московских
художников его времени (Москва)
что самое главное, автора дворца
К. Г. Разумовского в Батурине. Не
только красота и изысканность этих
зданий объединяют их. Во всех трех
сооружениях над первым низким
этажом, словно служащим пьедеста-
лом, водружаются ордерные колон-
ны. В гостилицком и Павловском
дворцах для пластического обога-
щения использовались сдвоенные
коринфские колонны. Полуротонда
являлась главной композиционной
доминантой в гостилицком и бату-
ринском домах.
Можно предположить, что
Ч. Камерон работал для Гостилиц,
создавая и «малые» архитектурные
формы. Среди зодчих, возможно
работавших для Гостилицкой усадь-
бы Кирилла Разумовского, был и
сам Д. Кваренги11, автор проекта
павильона «Геркулес». О реальном
же его воплощении сведения от-
сутствуют.
В соответствии со вкусами вре-
мени был перепланирован и парк, в
нем стала превалировать пейзажная,
свободная стилистика. Сентимен-
тальные и романтические черты ло-
гично завершали облик этой усадьбы
к концу XVIII столетия. Гроты «под
сводом огромных камней», каскады,
мостики, «построенные» группы
деревьев - все это разнообразило и
услаждало взор последнего блестя-
щего вельможи «века Екатерины»
и короткого царствования Пав-
ла I. Кирилл Григорьевич Разумов-
ский скончался в 1803 году. «Дней
Александровых прекрасное начало»
прошло для него незаметно. Им
наслаждались его наследники. Об-
ращаясь к одному из них, еще в 1791
году он писал: «Сие имение отменно
стоит уважения по красоте места, по
выгодности его и по привязанности
и уважению, которое имел покой-
ный брат, дядя ваш, и я имею»12.
В верности этих слов убедился его
сын - Петр Кириллович (1751-1823),
действительный тайный советник,
обер-камергер Двора.
Затем, после смерти брата,
имение ненадолго перешло к Ан-
дрею Кирилловичу Разумовскому
(1752-1836), знаменитому дипло-
мату и меценату, российскому послу
в Неаполе, Копенгагене, Стокголь-
ме, Вене, покровительствовавше-
му Гайдну, Моцарту и Бетховену.
Живший в основном «в Европах»,
он мало интересовался имением, с
которым безболезненно расстался
в 1825 году.
1
Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СПб., 1889. С. 246.
2
Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Кн. XIII. Т. 25-26. М., 2001.
С. 142.
3 Пыляев М. И. Указ. соч. С. 394.
4 Пыляев М. И. Указ. соч. С. 397; Мудров Ю. В. Гостилицы. В «Три века Санкт-
Петербурга. Энциклопедия. Осьмнадцатое столетие. Книга первая». СПб., 2003. С. 263.
5 Цит. по: Мурашова Н. В., Мыслина Л. П. Дворянские усадьбы Санкт-Петербургской
губернии. СПб., 1999. С. 64.
6 Пыляев М. И. Указ. соч. С. 396.
7 Собственноручные записки императрицы Екатерины II / / Сочинения Екатерины.
М., 1990. С. 76.
8 Собственноручные записки императрицы Екатерины II. С. 77.
9 Собственноручные записки императрицы Екатерины II. С. 77.
10 Пыляев М. И. Указ. соч. С. 397.
11 Изображения Гостилиц работы Дж. Кваренги впервые опубликованы в России в
издании: Пилявский В. И. Джакомо Кваренги. Архитектор. Художник. Л., 1981. С. 66.
12 Цит. по кн.: Частновладельческие имения Петергофского уезда. СПб., 1891.
35
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 34 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст