еизвестное об известном
демидовских заводах, выкопали и
увезли в Петергоф. Там строился
уже не частный дом, а настоящая
государственная резиденция, где
и праздновалась долгожданная
победа.
А что же Стрельна? Недостро-
енную резиденцию император по-
дарил своей дочери Анне, следов
пребывания которой в Стрельне
не найдено до сих пор9. Во времена
правления ее тезки - императри-
цы Анны Иоанновны - во дворце
случился пожар. Впрочем, хозяй-
ство, состоявшее в основном из
оранжерей и прудов, действовало
в полной мере: к царскому столу
поставлялись диковинные овощи,
фрукты и рыба.
Некоторое оживление произо-
шло при Елизавете Петровне, рас-
порядившейся «возобновить зача-
тое при жизни Родителя.
.. в Стре-
линой мызе»10. Правда, отделать
дворец так, чтобы он мог принять
двор, не получилось: Семилетняя
война заставила забыть о многих
масштабных проектах. В память о
здешней деятельности знаменитого
архитектора Растрелли-младшего
до нашего времени остались пилоны
- парадные въездные ворота. При
Екатерине II не отвечавший вкусам
императрицы барочный ансамбль,
восстановление которого требовало
больших вложений, остался в запу-
стении. Однако оранжереи, мельни-
цы и пасека продолжали работать.
Во время охоты в стрельнинских
лесах императрица останавлива-
лась в деревянном путевом дворце.
Сухие подвалы большого каменного
дворца в течение всего XVIII века
использовались для хранения вен-
герских вин. Уже в XXI веке эта тра-
диция нашла свое неожиданное про-
должение: в Стрельнинском дворце
появилась коллекция токайских
вин из погребов князя Ракоци, пре-
поднесенная премьер-министром
Венгрии президенту России. С тех
пор посетителям дворца предлага-
ется посещение винных подвалов с
дегустацией. А вот в XIX веке Нико-
лай I предлагал знатным визитерам
отведать стрельнинский мед: Ниж-
ний парк с петровских времен был
засажен липами, а в западной части
ансамбля располагался засеянный
медоносными травами луг и Цветоч-
ный сад. Но до расцвета Стрельне
было еще далеко. Императорская
(читай - государственная) рези-
Портрет великого князя
Константина Павловича.
Неизвестный художник.
Вторая половина XVIII в. ГРМ.
денция прозябала в безвестности, и
никакого желания монархов сделать
ее хотя бы летним местоположением
двора не было. На это имелись Цар-
ское Село, Павловск, даже Гатчина,
где затворником жил Павел I. Тем
не менее именно этот император
решил судьбу Стрельны, переведя ее
в статус великокняжеского (то есть
частного) владения. Недостроен-
ный дворцово-парковый ансамбль
наконец обрел настоящего хозяи-
на - великого князя Константина
Павловича11. Так началась новая
эпоха, когда владельцами Стрель-
ны стали великие князья с именем
Константин.
Со времен Екатерины Великой
один из царских сыновей нарекался
в честь византийского императора
и считался претендентом на грече-
ский престол. Константин Павлович
воспитывался августейшей бабкой в
сознании будущего долга: кажется,
еще одна победоносная война - и
он вступил бы на престол возрож-
денной Византии12. Однако у отца
великого князя свое представление
о будущем: он мечтал видеть люби-
мого сына своим преемником. Не
случайно после участия Констан-
тина Павловича в Италийском и
Швейцарском походах Суворова
Павел I даровал ему титул цесаре-
вича, то есть наследника престола.
Это стало прологом драмы, разы-
грывшейся в декабре 1825 года на
Сенатской площади. Великий князь
Константин Павлович, несмотря
на давнее добровольное отречение
от трона13, все же стал российским
самодержцем на 17 дней: в согласии
с законами и обычаями российского
престолонаследия, он царствовал с
27 ноября по 14 декабря 1825 года,
и на Монетном дворе чеканился
рубль с профилем императора Кон-
стантина I. Но это еще впереди, а в
1800-е годы цесаревич приглашал
лучших архитекторов того време-
ни - Вильстера, затем Воронихина
и Руску, - для того чтобы возродить
к жизни Стрельнинский дворец.
«Цесаревич взмахнул волшебным
жезлом - и Стрельна не только по-
лучила первобытную красоту свою,
но во многих отношениях может
теперь почесться одним из прекрас-
нейших императорских загородных
замков», - писал в 1818 году осно-
ватель журнала «Отечественные
Вид Большого дворца в Стрельне. 1840-е гг
Худ. И. Мейер. Акварель. ГМЗ «Петергоф»
37
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 36 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст