еизвестное об известном
38
записки» Павел Свиньин. Никакого
«волшебного жезла» не было. Был
страшный пожар, уничтоживший в
1803 году воронихинские интерье-
ры. Из всех творений мастера до
наших дней в ансамбле сохранились
только великолепные лестничные
спуски, обрамляющие северный
парадный фасад дворца. Дальней-
ший отказ Воронихина от работ в
Стрельне объясняется различием
вкусов и сходством характеров свет-
лейшего заказчика и архитектора.
Оба были неуступчивы и тверды в
своих намерениях: цесаревич хотел
сохранить барочный, петровский
облик здания, а зодчий был привер-
женцем классического стиля. При-
дать зданию дворца законченный вид
и, вместе с тем, бережно отнестись к
творению мастеров прошлого удалось
архитектору Луиджи Руске. Наконец,
спустя 85 лет после закладки, Стрель-
нинский дворец стал в полном смысле
слова дворцом: отделка фасадов и ин-
терьеров была полностью завершена.
В Стрельне закипела жизнь, но жизнь
своеобразная, во многом связанная с
лейб-гвардии Конным полком, ше-
фом которого являлся великий князь
Константин Павлович. Во дворце
он разместил канцелярию, кварти-
ры адъютантов и штаб-офицеров,
лазарет, арсенал и швальни. Самого
владельца чаще всего можно было
видеть на башенке бельведера, наблю-
давшим за маневрами в подзорную
трубу. Константин Павлович украсил
залы Стрельнинского дворца произ-
ведениями известных российских и
западноевропейских художников14.
Английские садовники разбили пар-
ки в модном пейзажном стиле, заново
провели гидротехнические работы -
преобразился весь ансамбль. Однако
в 1815 года судьба резиденции вновь
изменилась: цесаревич, назначен-
ный главнокомандующим польской
армией, навсегда покинул Стрельну.
С тех пор его местопребыванием
стал дворец Бельведер в Варшаве.
Вновь утративший хозяина Стрель-
нинский ансамбль - пристанище
для крупных военных чинов, а также
родственников и знакомых великого
князя15. А его ждала в Польше новая
жизнь: настоящая любовь и семей-
ное счастье, но главное - армия,
которую он сделал лучшей в Европе
и с которой ему потом пришлось
сражаться, как с вражеской.
После смерти цесаревича Кон-
стантина Павловича, не имевшего
наследников, признаваемых импе-
раторской фамилией, Стрельнин-
ская резиденция по распоряжению
Николая I перешла во владение его
второго сына Константина Нико-
лаевича. Но генерал-адмиралу рус-
ского флота - всего 4 года, поэтому
управление дворцово-парковым
ансамблем было поручено депар-
таменту уделов. В распоряжение
великого князя имение поступило
только по достижении им совер-
шеннолетия. Прошло 20 лет, пре-
жде чем Константин Николаевич
ввел в дворцовые покои молодую
супругу Александру Иосифовну,
урожденную принцессу Саксен-
Альтенбургскую. Но об имении
заботился сам император: по его
приказу придворные архитекторы
Мейер и Штакеншнейдер при-
способили резиденцию для нужд
семьи нового владельца и, прежде
всего, заново отделали интерьеры
дворца. Наконец, резиденция обре-
ла настоящую хозяйку и хозяина16,
по имени которого дворец стал
называться Константиновским. С
тех пор Стрельна имела свой герб,
а честолюбивая великая княгиня,
гордившаяся тем, что в ее жилах
текла кровь шотландской королевы
Марии Стюарт, не жалела сил и
средств для обустройства ансамбля.
По словам известного историка А.
Ф. Гейрота, ей удалось устроить
«из угрюмого замка и окружавших
его диких рощ действительно вос-
хитительное загородное местопре-
бывание»17. Достаточно взглянуть
на фотографии рубежа Х1Х-ХХ
веков, сохранившиеся в Институте
истории материальной культуры
РАН и теперь неоднократно опу-
бликованные, чтобы понять, как
преобразилась в то время резиден-
ция. Нарядные интерьеры дворца,
напоминавшие о балах и приемах,
сады и парки, соединенные в гармо-
ничный ансамбль - один из лучших
в империи и даже в Европе18. Летом
дворец просто утопал в цветах. В
нем бывали многие известные люди,
в том числе Иоганн Штраус, кото-
рый написал кадриль «На террасе
Стрельны» и вальс «Александра»,
посвященный хозяйке дворца. У
Константина Николаевича и Алек-
сандры Иосифовны шестеро детей:
Николай, Константин, Ольга, Вера,
Дмитрий и Вячеслав. Стрельна стала
родовым имением Константинови-
чей. После смерти генерал-адмирала
официальным владельцем Стрель-
нинской резиденции стал его сын
Дмитрий Константинович. Не имея
собственной семьи, он радовался
возможности обустроить отдельные
апартаменты для брата и сестры19. В
любое время здесь ждали греческую
королеву Ольгу Константиновну20
и большое семейство Константина
Константиновича, глава которого
носил на груди ладанку с землей
Стрельны21. Именно в то время во
дворец приглашались фотографы,
и по их снимкам выпускались по-
чтовые открытки.
Но с 1917 года наступила эпо-
ха войн, забвения и разрушения.
Национализированный дворец
лишился всех художественных
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 37 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст