уша Петербурга
ща - «богатства человеческого
гения, сброшенного в мрачные
затопленные туннели».
Люди стояли молча, потря-
сенные открывшейся им силой
искусства. Они возвращали его
человечеству, будущим поколениям.
То было второе рождение творений
великих мастеров.
Наталья Ивановна рассказывала,
что обнаруженная в туннеле «Сик-
стинская мадонна» Рафаэля как буд-
то ослепила и заворожила всех.
В глубине туннеля вдруг раз-
дался крик: «Сюда! Смотрите! Это
она! Это она!»
Из воспоминаний Натальи Со-
коловой «Спасение мадонны»: «Все
замерли, не находя слов. Один из
бойцов промолвил восхищенно:
“Богиня!” Сняли пилотки.
.. Кто-то
из солдат попросил: “Товарищ майор!
Разрешите подменить часовых”».
Часовым, стоявшим у входа в
штольни, тоже хотелось хоть одним
глазком взглянуть на «богиню».
В те дни Наталья Ивановна
много рассказывала о картинах,
обнаруженных в тайниках, и о
художниках, их создавших. И этот
разговор об искусстве становился
для бойцов делом большой челове-
ческой важности.
Летняя резиденция саксонских
королей преображалась.
Нередко, когда Наталья Ива-
новна шагала по Дрездену, перед
ней останавливалась машина, и
кто-нибудь из офицеров кричал:
«Майор, майор, посмотрите кар-
тину, у нас обнаружена - замеча-
тельная, может, Рембрандт или
Рафаэль!» Ей называли адрес, и
машина мчалась дальше.
Болельщиков от искусства ста-
новилось все больше и больше. «На
ящиках в туннеле написано “Кунст”
- значит по вашей части», - говорили
ей при встрече незнакомые люди.
Когда в каменоломнях был об-
наружен автопортрет художника
Рембрандта с женой Саскией и
бокалом вина в руках, притихшие
солдаты спросили Наталью Иванов-
ну: «Товарищ майор, а за что пьет
Рембрандт?»
Она ответила: «Рембрандт под-
нимает бокал за вас, советских солдат,
уничтоживших фашистскую гадину».
Под тем же броским названием -
«За что поднимает бокал Рембрандт?»
- вышла статья Натальи Соколовой
на немецком языке. В голландском
журнале в юбилей Рембрандта также
было опубликовано это эксклюзивное
интервью с Натальей Соколовой.
В Пильниц Шлосс продолжали
свозить найденные картины и сверять
по уцелевшим каталогам галереи -
работа кропотливая, требовавшая
глубоких профессиональных знаний.
Затем, закрыв все окна и двери, чтобы
не было сквозняка, расставляли их по
стенам. Картины должны были про-
сыхать не быстро, а постепенно, иначе
могли образоваться вздутия и осыпи
красочного слоя.
Но даже после того, как картины
просохли, оставлять их в разрушен-
ном городе, среди дымившихся еще
развалин, было губительно.
Они нуждались в «стационар-
ном» лечении. В Москве, в Музее
изобразительных искусств имени
Н. Соколова (в центре), В. Перевозчиков (слева от нее),
принимавший участие в спасении живописных шедевров
Дрезденской галереи в 1945 году П. Корин - известный
художник, возглавивший реставрацию спасенных
шедевров - перед живописными полотнами
Дрезденской галереи.
Дрезден. 1950 г.
Н. И. Соколова (вторая слева)
в составе приглашенной дирекцией музея
делегации деятелей культуры.
Дрезден. 1955 г.
45
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 44 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст