Д
уша Петербурга
В с е в о л о д Р о ф д е т в е н с к и й :
« Н о к а к за б ы т ь средь с е в е р н ы х т у м а н о в
С т п н о го с о л н ц а н е и зб ы в н ы й ф а р .
..»
З. И. Боранбаева
Творчество Всеволода Алек-
сандровича Рождественского
(1895-1977), продолжившего в ХХ
веке лучшие традиции Серебряного
века русской поэзии, тесно связа-
но с Петербургом. «Поэт владеет
редкостным умением “переводить”
на язык стиха чудо петербургско-
ленинградской архитектуры, следо-
вать словом чертежу руин, каскадов,
лип, изящно, легко и при этом
конкретно, материально (уроки
акмеизма!) воссоздавать силуэты
великих зданий», - писала Наталья
Банк в предисловии «Все глубже
в поэзию я ухожу.
..» к избранным
произведениям поэта1.
И это не удивительно. Поэт -
коренной петербуржец. Он родился
в Царском Селе, учился в Царско-
сельской классической гимназии,
директором которой был выдаю-
щийся поэт-символист Иннокен-
тий Федорович Анненский. После
окончания гимназии Вс. Рожде-
ственский поступил на историко-
филологический факультет Пе-
тербургского университета, «где
сблизился с кружком акмеистов»2,
«Цехом поэтов», который организо-
вал Н. Гумилев. В студенческие годы
он посещал пушкинский семинар
С. А. Венгерова, слушал, как писал
поэт впоследствии, «чистый лири-
ческий голос Александра Блока»,
был студентом-репетитором в семье
М. Горького. «После Октября, вес-
ной 1918 года он добровольцем всту-
пил в Красную Армию. Участвовал
в обороне Петрограда, сотрудничал
в издательстве “Всемирная литера-
тура”, куда его ввел М. Горький»3.
Творчество Вс. Рождественского
широко и многообразно. Замеча-
тельный поэт и переводчик, он
писал либретто опер, воспоминания
о М. Горьком, А. Блоке, С. Есени-
не, В. Маяковском, А. Н. Толстом,
которые он опубликовал в книге
«Страницы жизни» (1962). Его кни-
га, предназначенная для школьни-
ков, «Читая Пушкина» (М., 1962),
стала настольной для учителей-
словесников. Свои размышления
об искусстве поэзии, основанные
на широком знании классической
русской и мировой поэзии, он из-
ложил в монографии «Жизнь слова.
Беседы о поэтическом мастерстве»4.
«Вс. Рождественский много рабо-
тал над переводами произведений
классиков Запада и поэтов братских
республик»5.
Одним из излюбленных жанров
в творчестве Вс. Рождественского
были поэтические посвящения.
Это «Пушкин Александр (1817)»,
«Лермонтов», «Александр Блок»,
«Некрасов», «Шота Руставели»,
«Абай Кунанбаев», «Верлен», «Ни-
зами Ганджеви» и другие. Учитель-
словесник на уроках по изучению
творчества этих поэтов может исполь-
зовать стихотворения-посвящения
Вс. Рождественского, что, конечно,
будет способствовать проявлению
интереса школьников к их поэзии.
Одно из таких стихотворений поэта
посвящено И. Ф. Анненскому.
Как известно, Иннокентий Фе-
дорович Анненский (1855-1909)
- «замечательный поэт, критик и
переводчик - занимает особое место
в русской литературе рубежа XIX-
XX вв.»6. Он родился в Омске - в
семье Федора Николаевича Аннен-
ского, начальника Отделения Глав-
ного управления Западной Сибири,
и Наталии Петровны Анненской
(урожденной Карамолиной)7.
«Поэт поздней поры симво-
лизма», И. Ф. Анненский остро
отразил в своем творчестве траги-
ческие противоречия окружающей
социальной среды8. Он был широ-
ко и фундаментально образован:
ученый-лингвист, глубокий знаток
античной культуры, превосходный
переводчик (перевел Горацио, Гете,
Гейне, Лонгфелло, французских
поэтов конца XIX века), автор
критических статей («Книга от-
ражений»).
Высокий строй его души, бла-
городство пленяли гимназистов
Царскосельской классической гим-
назии. «Он учил нас, гимназистов,
не только латинскому синтаксису,
но и строгой простоте и точности
античной поэзии. Наряду с Пуш-
киным, в юношеское сознание
входили и Катулл, и Овидий, и
величественный пафос греческой
трагедии», - вспоминал Вс. Рож-
дественский9. Творческое его влия-
ние сказалось на произведениях
плеяды молодых в то время поэтов -
А. Ахматовой, Н. Гумилева, само-
го Вс. Рождественского и других.
Поэтому не удивительно, что благо-
дарные его ученики посвятили ему
свои стихотворения.
Стихотворение Вс. Рождествен-
ского «Иннокентий Анненский»
имеет подзаголовок «Две тени»:
Ахматовой учителем он был,
Он вел ее на строгие ступени
Под сводом лир
и пушкинской сирени,
Где пруд колонну Славы отразил,
Заставил смело поглядеть в лицо
Всем искусам разлуки и тревоги
У страстных испытаний
на пороге
И подарил старинное кольцо.
В него не камень вставлен,
а печать
Из темных недр откопанного века:
«Цени слова,
но дай им срок молчать».
Она подарок вещий приняла
С крупицею античной
горькой соли
4 7
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 46 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 48 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст