уша Петербурга
И в одиночестве неженской доли
Безропотно сожгла себя дотла.
Два выдающихся поэта Инно-
кентий Анненский и Анна Ахма-
това - неразрывны в творческом
сознании Вс. Рождественского. Он
посвятит им не одно стихотворение.
В стихотворении военных лет «Го-
род Пушкина» поэт писал:
На любимой скамье у пруда
Смотрит Анненский
в сад опушенный,
Где дрожит одиноко звезда
Над дворцом
и Кагульской колонной.
А старинных элегий печаль
Лечит статуй осенние раны,
И бросает Ахматова шаль
На продрогшие плечи Дианы.
..
Даже в стихотворении «Памяти
Анны Ахматовой» поэт снова вспом-
нит об И. Анненском:
Привычным стало ей
камен соседство,
Осенних лип и облаков пожар
...
Здесь Иннокентий Анненский
в наследство
Ей передал бессмертных
песен дар.*
Основная тема этого стихотво-
рения Вс. Рождественского - тема
поэтического таланта, который
И. Ф. Анненский даровал А. Ах-
матовой. То бесценный дар, напут-
ствие Учителя. И. Ф. Анненский
«Ахматовой учителем он был»,
именно от него «она подарок вещий
приняла».
Вс. Рождественскому, как и
его учителю и наставнику, «было
присуще необычайно интенсивное
переживание культуры». Поэтому
без историко-культурного и бытово-
го комментариев, без знания «тайн»
поэтического искусства невозможно
постичь во всей глубине идейно-
художественное своеобразие его
произведений. В этом стихотворе-
нии оживают липы и сирень Цар-
скосельских аллей. «Большой пруд
Екатерининского парка, в котором
отражается Чесменская Колонна,
сооруженная в честь победы Рос-
сии летом 1870 года (в Чесменской
бухте Эгейского моря) над Турцией.
И. Ф. Анненский любил идти
берегом. Пройдя большой пруд,
поднимался на холм и выходил
к Китайской беседке <.
..> Одну
из уединенных аллей в районе
этой беседки он особенно любил.
Ее когда-то так и называли - ал-
лея Анненского», - вспоминал Вс.
Рождественский10. Именно там
И. Ф. Анненский передал А. А. Ахма-
товой «бесценных песен дар», благо-
словил служить мучительному и
трудному искусству поэзии:
И подарил старинное кольцо.
В него не камень вставлен,
а печать
Из темных недр
откопанного века:
«Цени слова,
но дай им срок молчат ь».“
«Старинное кольцо» - символ
высокой, настоящей поэзии. Стро-
ка «Цени слова, но дай им срок
молчать» - завет учителя - высоко
ценить поэтическое искусство, быть
строгой и предельно требовательной
к себе. Этот подарок А. А. Ахматова
приняла с «крупицею античной
горькой соли». Эпитет «античной»
означает погруженность в культуру
поэзии А. А. Ахматовой, которую она
восприняла от Учителя. Символична
и «соль» - «крупица античной горь-
кой соли». Это символ тернистого
и горького пути настоящего поэта,
нередко трагической его судьбы. И
в этом мучительном, испепеляющем
труде «безропотно сожгла себя дотла»
Анна Ахматова.
Как известно, основным творче-
ским принципом Вс. Рождествен-
ского были «истинная простота, точ-
ность и ясность», которые являются,
48
* И сама А. Ахматова не раз писала о том, как высоко она ценит творчество
И. Ф. Анненского («Подражание И. Ф. Анненскому» - 1910, «Учитель» (Памяти Инно-
кентия Анненского - 1945). В автобиографии «Коротко о себе», написанной в последние
годы жизни, она вспоминала: «Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца»
И. Анненского, я была поражена, читала ее, забыв все на свете» / / Анна Ахматова. Лирика.
Ростов н/Д, 1996. С. 6.)
** Именно в этом уголке парка изобразил его и Н. С. Гумилев в стихотворении
«Памяти Анненского»:
Скамью я знаю в парке, мне сказали,
Что он любил сидеть на ней,
Задумчиво смотря, как сини дали
В червонном золоте аллей.
..
как он писал, «высшей ступенью
<. > очень сложного движения
мысли и чувств, завещанные его
Пушкиным», и «его прелестью
нагой простоты». В стихотворе-
нии представлены точные и ясные
средства образно-художественной
выразительности. Это инверсии
- Ахматовой учителем он был, по-
дарок вещий. Простые, предельно
четкие эпитеты, строгие (ступени),
пушкинской (сирени), страстных
(испытаний), старинное (кольцо),
темных (недр), откопанного (века),
вещий (подарок), античной горькой
(пыли), неженской (доли); Есть
метафоры, в лицо.
.. всем искусам
разлуки и тревоги, у страстных
испытаний на пороге, безропотно
сожгла себя дотла. Стихотворение
написано пятистопным ямбом
с переменной цезурой. Рифмы
классические, звучат естественно
и свободно.
Поэт использовал кольцевую
рифмовку. Рифмы точные: бил -
отразил, ступени - сирени; лицо -
кольцо, тревоги - пороги; приняла
- дотла, соли - доли. Лишь строки
9-10-11 автор выделил особым
способом рифмовки, в них основная
мысль произведения:
В него не камень вставлен,
а печать
Из темных недр
откопанного века;
«Цени слова,
но дай им срок молчать».
.
Хотя у И. Ф. Анненского были
и другие ученики - начинающие
поэты, но Вс. Рождественский назвал
лишь А. Ахматову. В размышлениях
о поэтическом мастерстве, раскрывая
один из основных принципов русской
поэзии XX века, наиболее ярко отраз-
ившийся после А. Блока в творчестве
И. Анненского, - неожиданный
<. > «преднамеренный разрыв ас-
социаций»11, Вс. Рождественский
подчеркивал, что И. Анненский
«всегда исходил из основной мысли,
совершенно конкретной, глубоко им
пережитой, что сделало его одним
из самых выдающихся и проникно-
венных лириков на переломе двух
веков»12. Именно эти качества оказа-
ли, по мнению Вс. Рождественского,
«сильное влияние и на творчество
Анны Ахматовой»13.
Вс. Рождественский приводил в
подтверждение своих слов не только
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 47 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст