уша Петербурга
самых первых золотых европейских,
мировых и олимпийских медалей
по фигурному катанию чемпио-
нов было предостаточно. Первая
золотая страница в новой истории
отечественного фигурного ката-
ния открыла широкую дорогу на
международную арену нескольким
поколениям талантливых русских
фигуристов. Да простят нас за не-
скромность!
Как ни странно, быстрее всех
отреагировала Американская
федерация фигурного катания,
включившая нас первыми из со-
ветских фигуристов (!) в «Амери-
канский зал славы» в 1978 году.
И это в годы «холодной войны»,
в то время как Советская феде-
рация фигурного катания «по-
стеснялась» сохранить названия
парных спиралей Протопоповых:
«Спираль Жизни», «Космическая
Спираль» (в честь первого выхода
человека - советского космонавта
А. Леонова - в открытый космос
в 1966 году) и «Спираль Любви»,
сославшись на усложнение спор-
тивной терминологии. Сегодня эти
спирали Протопоповых (да и не
только спирали!) - обязательные
элементы мирового парного ката-
ния, но величают их по-прежнему
«тодесами» - «Спиралями смерти»,
потому что исполнение «Спирали
смерти» считалось смертельно
опасным и страшным. Интересно,
что никто сегодня не знает (включая
русские молодые пары и их трене-
ров), как эти сложнейшие спирали
появились в фигурном катании и
кто их создатели, и вообще, как их
надо правильно и, главное, красиво
исполнять.
Так что неудивительно, что
Н. А. Панин «пропал с горизонта» на
100 лет. Зато все знают и заслуженно
почитают имена зарубежных совре-
менников Н. А. Панина («Аксель»,
«Сальхов», «Ритбергер», «Лутц»), и
наших с Людмилой современников,
таких как «Инна Бауэр», «Биль-
ман». Но в терминологии есть и
курьезные названия фигур: «Сате1
spin» («Верблюжье вращение»),
«Flying Camel spin» («Вращение
летящего верблюда»). Их первый
исполнитель - Дик Баттон. Такие
образные названия были даны не
случайно, так как фигуристы, пы-
тавшиеся вращаться (по-русски - в
«ласточке» или «арабеске»), сильно
горбили спину, наклоняясь вниз, а
Памятная медаль в честь 100-летия
со дня завоевания первой
Олимпийской медали для России
Н. А. Паниным
попа, простите за простонародное
выражение, торчала вверх, как горб
у верблюда.
Не в том ли кроется причина
нынешнего столь глубокого спада
в отечественном фигурном ката-
нии на международной арене, что
вырастить будущих выдающихся
фигуристов (а на меньшее Россия
и не претендует) невозможно, забо-
тясь лишь о «крыше дома», которая
становилась все тяжелее и тяжелее
от громких побед, и не укрепляя
одновременно «фундамент», кото-
рый, не выдержав всей славы, на-
валившейся на него, рухнул, а с ним
рухнула и «славная крыша». Уже
дошло до того, что профессор Алек-
сей Мишин собирается пригласить
в Россию - страну лучшего в мире
балета - иностранного хореографа,
чтобы ставить новые программы для
своих учеников.
Даже великий американский
хореограф ХХ века Джордж Балан-
чин* признался нам при встрече в
его театре в Нью-Йорке в 1975 году,
что он не работает с фигуристами,
потому что не понимает природы
движения на льду. Он ответил на
наш вопрос с предельной чест-
ностью профессионала мирового
класса! Сейчас мы встречаем не-
мало профессионалов, на куртках
которых можно прочесть: «Олим-
пийский и мировой хореограф» или
«Олимпийский и мировой тренер».
Только вот истинной хореографии
на льду не видно, если вспомнить
Г. Баланчина, девизом которого
было: «Услышать движение и уви-
деть музыку».
Чтобы побеждать в будущем и
навсегда, сегодня нужны специали-
сты нового поколения, воплощаю-
щие в себе одновременно качества
тренера, хореографа, музыканта,
драматического актера, психолога,
врача, научного исследователя.
Иначе говоря, специалиста высо-
чайшей культуры, каковым был
Николай Александрович Панин-
Коломенкин, знавший, ко всему
прочему, шесть иностранных язы-
ков и оставивший нам понятие о
«Международном стиле искусства
фигурного катания».
Сейчас известным спортсменам
сулят чуть ли не златые горы, только
чтобы они оставались в «любителях»,
в то время как, по словам Владимира
Путина, «Олимпиада - это вершина
профессионального спорта», что соот-
ветствует действительности. И гото-
виться к ней надо профессионально,
а не устраивать «любительский стон»
в прессе по поводу здоровья, по-
носов, психологического состояния
и остановок в середине программы,
помня, что предыдущие поколения
катались пять минут, а не четыре с по-
ловиной, и все то, что делают в своих
программах нынешние спортсмены,
было создано до них фигуристами,
любившими фигурное катание не за
деньги, а за возможность творческого
самовыражения.
Пресса всеми силами поддер-
живает «титанические» усилия
фигуристов, в основном прославляя
их мужество и отвагу. Нет статьи, в
которой бы не упоминались все бо-
лячки, уколы, травмы и катание на
соревнованиях «на разрыв аорты».
Создается впечатление, что фигури-
сты уже стали инвалидами, по сути
* Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе (1904, Санкт-Петербург -
1983, Нью-Йорк) - хореограф грузинского происхождения, положивший начало американ-
скому балету и современному балетному искусству в целом.
53
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 52 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст