М
ногонациональный Петербург
С т а р ы е и н о вы е о р га н и за ц и о н н ы е ф орм ы
б ла го т во р и т ельн о ст и
в П ет ер б ур гск о й е вр е й с к о й о б щ и н е
О.
В. Дашевская
8 6
Дом еврейской общины.
Открытка
Ни одна из религиозных об-
щин, к какой бы конфессии она
ни принадлежала, не существует
без двух структур. Одна из этих
структур занимается организацией
образования, а другая - органи-
зацией помощи нуждающимся
членам общины, т. е. - благотво-
рительностью. Поддержка нуж-
дающихся в системе ценностей
иудаизма - один из важнейших
принципов, сформулированный
как заповеди, высказывания му-
дрецов и праведников, положения
Талмуда и комментарии к ним.
На протяжении многих столе-
тий в еврейских общинах диаспоры
оформились благотворительные
структуры. Эти структуры в общи-
нах Российской империи с конца
XVIII и до второй половины XIX
века, по сути, дублировали систему
оказания помощи, сложившуюся
еще в кагалах Восточной Европы
(Польши и Литвы) в XV-XVI сто-
летиях. Содержание этой деятель-
ности сводилось к собиранию, а
затем раздаче нуждавшимся членам
общины денежной, вещевой или
продуктовой помощи (в зависимо-
сти от ее цели).
В больших общинах существо-
вали даже отдельные комиссии для
сбора средств на каждую из таких
целей. Например, в краковской
еврейской общине в XVII-XVIII
веках были отдельные комиссии
для сбора средств на приданое для
бедных невест и на мацу к праздни-
ку Песах для бедняков и отдельно
для евреев-арестантов. Даже в XIX
веке в Одесской еврейской общине
создавались временные комиссии
для обеспечения закупки дров для
бедняков на зиму и т. п. Еще одна
традиционная форма помощи -
«цдока», т. е. организованная разда-
ча беднякам незначительных денеж-
ных пособий в самой синагоге.
Недостатком такой организа-
ции благотворительной помощи
являлось то, что на одни и те же
цели приходилось собирать сред-
ства постоянно. А расходовались
они по принципу «латания дыр»,
т. е. решение проблемы не было и не
могло быть окончательным.
В Петербургской еврейской об-
щине до 1863 года использовались
некоторые из традиционных форм
благотворительности, впрочем,
от них никогда полностью не от-
казывались. Благотворительность
в столичной общине следовала
освященным веками еврейским
традициям и приобретала новые
формы. Список жертвователей на
различные благотворительные нуж-
ды насчитывал сотни фамилий. На
попечении общины были сиротский
приют и богадельня. С 1879 года в
благотворительной кошерной сто-
ловой обеды отпускались со скид-
кой, а по пятницам евреи-солдаты
получали обеды бесплатно. В конце
XIX века на Екатерининском канале
было построено здание еврейских
народных бань (миквы), в котором
располагалась и столовая.
Но, начиная с середины 60-х
годов XIX века доля старых форм
благотворительной помощи Пе-
тербургской еврейской общины в
общем объеме помощи постоянно
снижалась. А вместо старых спо-
собов оказания помощи появились
принципиально новые - более
эффективные формы. В Петербур-
ге еврейские благотворительные
организации стали аккумулировать
пожертвования в виде специальных
капиталов.
Эти, как тогда называли их,
капиталы, а в современной терми-
нологии - фонды, позволяли ока-
зывать не только разовую помощь,
но и осуществлять долговременные
благотворительные программы.
Работа тех структур строилась не на
сборе и раздаче средств по каким-то
конкретным поводам. Целью новых
организаций было создание основы
фонда - неприкосновенного капи-
тала, от которого тратился на цели
организации только ежегодный
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 85 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 87 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст