М
ногонациональный Петербург
этого считал ходатайства перед пра-
вительством с помощью либераль-
ных сановников, причем для начала
готов был довольствоваться хотя
бы умеренными послаблениями в
отношении евреев. Его брат Алек-
сандр Гинцбург был председателем
Общества гигиенических дешевых
квартир для еврейского населения,
возглавлял Еврейский комитет
помощи во время Первой мировой
войны и, будучи членом правления
Комитета попечения о беженцах
под патронажем великой княжны
Татьяны Николаевны, добился для
еврейских беженцев разрешения на
въезд во внутренние губернии из
черты оседлости.
Таким образом, за очень корот-
кий отрезок времени (чуть больше
полувека) в Петербургской еврей-
ской общине была сформирована
система благотворительной помощи
и благотворительных учреждений,
способная не только быстро отреа-
гировать на возникающие и изме-
няющиеся потребности населения,
но и в результате долговременных
программ сократить численность
нуждавшихся в помощи за счет со-
циальной адаптации.
В 1917 году среди множества
национальных общественных ор-
ганизаций Петрограда еврейские
были самыми многочисленными
(70 различных обществ).
В 1918-1923 годах их осталось
только 19, причем из них 12 были
основаны до октября 1917 года, 2 были
созданы по инициативе большевиков,
а 4 основаны как сионистские.
В ряде случаев перерегистри-
рованные организации получали
новые названия, например, Обще-
ство пособия бедным евреям Петро-
града было переименовано просто
в Еврейское благотворительное
общество. В начале 1918 года по
распоряжению комиссариата по
делам национальностей Союза
коммун Северной области были
заблокированы все банковские
счета еврейских благотворитель-
ных организаций. Большевики
создали орган, контролировавший
деятельность всех еврейских орга-
низаций - Еврейский общественный
комитет (Евобщестком). Кроме того,
сохранены были под его контролем
Еврейский комитет помощи по-
страдавшим от войны и погромов
(ЕКОПО), Общество охранения
здоровья еврейского населения
(ОЗЕ), Еврейское колонизационное
общество (ЕКО), ОПЕ и ОРТ. Но
деятельность двух последних была
сведена к минимуму. Так, ОПЕ от-
водилась только роль лектория, а из
всей обширной работы ОРТа было
оставлено лишь одно направление -
детские ремесленные училища.
С 1918 года большевики вы-
нуждены были допустить к работе
с еврейскими беженцами предста-
вителей Американского еврейско-
го распределительного комитета
(Джойнт). Через Джойнт передава-
лись продовольственные и вещевые
посылки от родственников из-за ру-
бежа, оказывалась помощь «лишен-
цам» - мелким кустарям и бывшим
владельцам лавок и мастерских в
организации трудовых артелей и
оснащении их необходимым обо-
рудованием. Одновременно с по-
мощью, которую Джойнт оказывал
евреям, комитет через Американ-
скую распределительную админи-
страцию (АРА) помогал бороться
с голодом в Поволжье. Если в годы
Гражданской войны еврейское на-
селение Петрограда увеличивалось
за счет беженцев и сирот из районов
боевых действий и погромов, то в
дальнейшем (до введения инсти-
тута прописки в 1934 году) за счет
еврейской молодежи и «лишенцев».
Молодежь стремилась получить
высшее образование, а «лишенцы»,
затерявшись в большом городе,
пытались таким образом избавиться
от ограничений в правах. Но с 1926
года власти перешли от политики
огосударствления общественных
еврейских организаций к их полной
ликвидации. В 1929 году в Ленин-
граде остались лишь богадельня,
лечебница ЕКОПО и Еврейский
музей, которые и были закрыты в
течение следующего года.
Те, кто нуждался в первое время
после переезда в город в помощи,
создали свою систему этой помощи
в форме землячеств. Понятно, что
землячества не проходили регистра-
цию в советских органах, но на уров-
не оказания конкретной, практиче-
ской помощи они успешно справ-
лялись. Уже опытные, обжившиеся
в Ленинграде земляки помогали
вновь приехавшим найти жилье на
первое время, работу, устроить детей
в ясли и детские сады.
В 1940-1950-е годы прошлого
века оказание помощи одиноким
нуждавшимся старикам приобрело
более организованную и тщательно
законспирированную форму. Эту
систему сформировал тогдашний
староста синагоги - Гедалье Пе-
черский. На средства, собранные в
синагоге, и собственные деньги с
несколькими единомышленниками
Печерский организовывал откорм
птицы на крестьянских подворьях.
Затем после окончательного рас-
чета с хозяевами подворий птицу
привозили в город. Кур забивал
синагогальный резник, то есть про-
изводилась кошерная резь. Затем в
дело вступали женщины из семьи
Печерского и его друзей. Они ощи-
пывали птицу, делали из нее жаркое
или рагу. К этим блюдам добавля-
лись картофельное пюре и компот
из чернослива. Все продукты упа-
ковывались в банки, раввин ставил
печать «кошер», и эти праздничные
«наборы» распределялись между
нуждавшимися стариками. Доставля-
ли эти посылки к праздникам Песах,
Ханука, Рош-га-Шана молодые люди,
в основном студенты - дети органи-
заторов всего этого процесса. Причем
система была продумана так, чтобы
один и тот же курьер не привозил
посылку по одному адресу дважды.
Этот принцип позволял обезопа-
сить всю систему от случайных
провалов из-за возможных доносов
соседей по коммуналке или случай-
ного визита участкового во время
вручения посылки. Эта система
прекратила функционировать после
того, как Печерский был осужден за
антисоветскую деятельность, а после
освобождения вместе с семьей репа-
триировался в Израиль.
Вновь структуры благотвори-
тельности начали выстраивать в
Петербурге в начале 1990-х годов.
Сейчас еврейские благотворительные
структуры в городе группируются
вокруг представительства Джойн-
та - «Хесед Авраам» и вокруг сина-
гоги - благотворительный центр.
Центр при синагоге существует
на средства, жертвуемые местными
еврейскими бизнесменами, и его воз-
можностей хватает на организацию
благотворительной столовой и неко-
торых мероприятий развлекательного
характера (концерты, лекции).
В Петербурге сейчас действуют
обширные программы медицинских
консультаций, помощи нуждаю-
щимся на дому, но они осуществля-
ются за счет международного фи-
нансирования.
9 3
История Петербурга. № 2 (48)/2009
предыдущая страница 92 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн следующая страница 94 История Петербурга №48 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст