П
.
етербуржцы
и
петербурженки
12
с благоговением. К этому слову до-
бавились и другие: «гавань святых
Петра и Павла», «сержант Шмалев»,
«священник Роман», «премьер-
майор Бем».
.. Причиной этого было
несколько книг, вышедших в Лондо-
не и Париже, в которых мало кому
известные россияне и город Петра
и Павла на Камчатке были описа-
ны самым лестным образом. Эти
записки принадлежали перу спут-
ников Джеймса Кука, посетивших
Камчатку в 1779 году. Экспедиция
такого уровня никогда еще не по-
являлась у российских берегов, и это
обстоятельство, несомненно, стало
самым ярким событием в истории
полуострова. До этого Камчатка
была известна в основном по двум
экспедициям Витуса Беринга, ко-
торый основал Петропавловский
острог и использовал его как пере-
валочный пункт для своих плаваний
к берегам Америки. В царствования
Анны Иоанновны и Елизаветы Пе-
тровны эта удаленная часть России
была наводнена ссыльными при-
вилегированных сословий, обви-
ненными в государственной измене.
В это трудно поверить, но в начале
своего царствования даже Екате-
рина II осведомлялась о событиях
на Камчатке по частным слухам,
не получая никаких донесений.
Стычки русских с камчадалами,
казнокрадство, незаконный торг
пушниной, частые кораблекруше-
ния - эти беспокойные слухи время
от времени доходили до Петербурга.
Все изменилось в 1771 году, когда в
Большерецком остроге произошел
крупный бунт: бывший польский
конфедерат Мориц Беньовский, за-
хватив в гавани судно, бежал с Кам-
чатки во Францию. Бунт Беньовско-
го заставил Екатерину II обратить
внимание на Камчатку. 26 мая 1773
года она написала иркутскому гу-
бернатору секретное предписание
об усилении обороны полуострова.
На основании того приказа на Кам-
чатку отправляли солдат, порох и
другие военные принадлежности.
Командиром Камчатки тогда-то и
был назначен Карл Магнус Бем (на
Камчатке Бема звали на русский лад
Карлом Матвеевичем).
Однако все укрепления возво-
дились только вокруг столицы Кам-
чатки - Большерецка. Никому в го-
лову не приходило, что иностранные
суда могут появиться со стороны
Тихого океана; поэтому гавань Пе-
Джеймс Кук.
Гравюра конца XVIII в.
тропавловского острога оставалась
безо всякой защиты. В своем рапор-
те к генерал-губернатору Иркутска
сержант Шмалев с тревогой писал,
что «все ружья у казаков негодные.
хорошей артиллерии и канониров
тоже нет», а «служителя, заряжав-
шего пушку,
совсем разбило»2.
Не удивительно, что появление
на рейде Петропавловской гавани
двух иностранных фрегатов вызвало
в остроге большое замешательство.
Это были корабли третьей кругос-
ветной экспедиции Кука - «Резо-
люшн» и «Дискавери».
Еще десять лет назад имя соро-
калетнего лейтенанта Джеймса Кука
было мало кому известно. Однако
после двух кругосветных экспеди-
ций его знал весь мир. Его, сына
прачки и поденщика, принимал
сам король! Королевское общество
наградило Кука золотой медалью и
избрало своим членом. Но Кук и не
думал почивать на лаврах: в 1776
году великий мореплаватель был
назначен командиром очередной
кругосветной экспедиции, целью
которой был поиск северного пути
из Тихого океана в Атлантический.
Плавание было рассчитано на три
года, и участники экспедиции долж-
ны были вести навигационные, гео-
логические, зоологические наблю-
дения, а также собирать сведения
этнографического характера. Все
данные экспедиции заранее объяв-
лялись секретными, и Кук должен
был по прибытии в Англию отобрать
у своих спутников дневники. Никто
из участников третьей экспедиции
не владел русским языком, поэтому
на кораблях не было русских книг.
Однако Кук взял с собой в плавание
английское издание знаменитого
труда С. Крашенинникова «Описа-
ние земли Камчатки», которое вы-
шло в Лондоне в 1764 году3. Перед
самым отплытием Кук получил се-
кретные инструкции относительно
маршрута будущей экспедиции. В
них, между прочим, сообщалось,
что в случае сложной ледовой об-
становки в Беринговом проливе он
может зайти «в порт Святого Петра
и святого Павла на Камчатке. с тем,
чтобы дать отдых команде и там
перезимовать»4.
Однако флотилия подошла к
российским берегам уже без своего
легендарного капитана - незадолго
перед этим Кук погиб на Гавайях.
Потеряв начальника экспедиции,
экипажи «Резолюшн» и «Дис-
кавери» находились не в лучшем
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 11 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст