С троительство
и
архитектура
комасштабных административной
и образовательной реформ, опреде-
ливших новую тематическую ветвь
в строительстве. Для губернских и
уездных городов требовались при-
сутственные места, казначейства,
магазейны (склады), народные
училища.
Главные и малые (по числу лет
обучения и количеству дисциплин)
народные училища создавались в
русле государственной политики
школьного образования. В них дети
обоего пола всех слоев общества
(кроме крепостных) получали воз-
можность бесплатного обучения по
многим известным тогда дисципли-
нам и при хороших способностях
могли продолжить дальнейшее
обучение.
В начале 1780-х годов училища
сначала занимали частные дома.
По уставу им отводилось в струк-
туре города почетное место вблизи
храма, название которого в обиходе
переходило и на училище. В Петер-
бурге они располагались в каждой
административной части. Известны
Андреевское, Введенское, Влади-
мирское, Исаакиевское, Казанское,
Воздвиженское, Рождественское,
Сампсониевское, Симеониевское
училища. Со временем число их
увеличивалось.
Неудобство проведения заня-
тий в домах с жилой планировкой
побудило к созданию специальных
мест обучения. Такая задача была
поставлена перед Казенной палатой,
должность архитектора в которой
исполнял Ф. И. Волков. Ограни-
ченные материальные средства
ведомства требовали рационального
строительства по образцовым про-
ектам.
В 1784 году зодчий разрабо-
тал типовой проект каменного,
двухэтажного, прямоугольного в
плане здания о семи оконных осях
по лицевым сторонам и шести осях -
по боковым, компактный объем
которого «оживлялся» в средней
части главного фасада легким ри-
залитом в три окна под фронтоном.
Нижний этаж отводился для квар-
тир преподавателей, во втором
этаже находились четыре класса,
расположенные симметрично по
коридору и имеющие хорошее
угловое освещение.
В целях удешевления работы
Ф. И. Волков не применял колонн,
распространенных в классицизме.
Декоративную функцию выполня-
ли более скромные атрибуты: углу-
бленные линии руста на внешних
стенах первого этажа, комбинация
из горизонталей тяг и карнизов,
как бы поэтажно делящих фасад,
«замковые камни» над окнами
и входами. При осуществлении
типовых проектов допускались
нюансы в трактовке деталей от-
делки: профиль, количество и
взаимосвязь карнизов и тяг и гра-
фическое очертание ими фронто-
нов, рисунок «замковых камней»,
расположение руста.
Внешне эти здания выглядели
пропорциональными в размерах,
простыми и благородными в от-
делке, планировка была целесоо-
бразной их назначению. По этим
качествам проект народных училищ
применялся не только в строитель-
стве уездных городов, но и в столи-
це. До нашего времени сохранились
четыре народные училища, располо-
женные в Луге, Кронштадте и два в
Петербурге. Со временем их облик
претерпел некоторые изменения.
Удаление высокой кровли, ранее
служившей эффектным фоном для
фронтона, повлекло искажение про-
порций фасада. Этому же способ-
ствовал подъем культурного слоя
мостовых за 200 лет.
Из петербургских образцов
уцелели Воздвиженское народное
училище, построенное на краю
города у пересечения Лиговского и
Обводного каналов, и Андреевское
на Васильевском острове.
В XIX веке к зданию училища
на Лиговском канале (Лиговский
проспект, 128) была сделана при-
стройка, стилизованная под черты
имевшегося фасада. Оригинал ви-
дится в семи левых оконных осях
удлиненного корпуса, обращенного
к проспекту.
Единственное здание народного
училища, сохранившееся в Петер-
бурге с XVIII века без перестройки
фасада, находится на Васильевском
острове (7-я линия, 20). Как подо-
бает его жанру, оно имеет вид офи-
циальный и деловой, чему способ-
ствуют не только строгая симметрия
31
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 30 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 32 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст