объемных частей, но и продуманная
целостная композиция в системе ар-
хитектурных карнизов и тяг. Карниз,
идущий у крыши, широкой единой
лентой обтекает и периметр дома, и
контур фронтона, отчего фронтон
отчерченный от стены лишь тонкой
карнизной линией, зрительно почти
сливается с плоскостью фасада.
Тяги, опоясывающие дом, придают
корпусу стройность и собранность.
Опорой для нижней из них служит
плоский карниз, перемежающийся с
оконными «замковыми камнями» и
вступающий с ними в сложную рит-
мическую «игру», когда фрагменты
горизонталей карниза переплетают-
ся с фрагментами «веера» замкового
камня. Последний представляет
собой пятичастную композицию,
в которой части расположены ком-
пактно, с нахлёстом друг на друга и
в возрастании к центральной части
камня по размеру и рельефу. И это
пластическое «пятно» последова-
тельно частями вливается в ленту
карниза, словно дробя монотон-
ность его линий.
Строгий вид народного учи-
лища гармонировал и с преобла-
давшими в округе деревянными
строениями, и с характерными,
специфическими очертаниями
близлежащих каменных построек,
сложившихся к концу XVIII сто-
летия в своеобразный ансамбль на
границе административно-парадной
части Васильевского острова и его
окраины. На пересечении Большого
проспекта с 6-й и 7-й линиями обра-
троительство
и
архитектура
зовалась площадь с разновременно
поставленными общественными
строениями: Андреевский собор с
часовней, церковь Трех Святите-
лей и дом Троекурова возле него,
торговые ряды, народное училище.
Эти доминанты композиционно
«держали» пространство примы-
кавшего квартала, состоявшего из
одноэтажных и двухэтажных домов,
некоторые из которых сохраняли
свой облик до конца XX века.
Однако в последнее время ар-
хитектурная панорама начинает
менять свой вид под воздействием
века XXI. Высотные постройки под-
минают под себя маленькие дома,
беззащитные перед техническим
наступлением. В Лету уходят их
образы, и может совсем исчезнуть
их реальность.
Подобных уголков «былого
Петербурга» становится все мень-
ше. Тот из них, что на перекрестке
Большого проспекта Васильевского
острова с 6-й и 7-й линиями, смо-
трится локальным заповедником
архитектурных стилей и жанров от
петровского рационального барокко
до строгого классицизма. Построй-
ки на этой площади - образцы
тематики типового строительства
в Петербурге и стране. Здесь пред-
ставлены: тип распространенных по
России торговых учреждений конца
XVIII - начала XIX веков, тип на-
чального учебного заведения «эпохи
просвещения» в России, тип жилого
строительства, применяемый в
XVIII веке с петровских времен.
Повсеместно распространенные
в свое время образцы архитектуры,
единично встречаются по городам
и в наше время. На Васильевском
же острове в Петербурге они пред-
стоят совместно. В этом уголке
сохраняется дух и «колорит» го-
родской пространственной среды
конца XVIII - начала XIX века.
Некоторые его объекты находятся
под государственной охраной, о чем
свидетельствуют «охранные доски»
на фасадах Андреевского собора,
церкви Трех святителей, Гостиного
двора, дома Троекурова.
Будучи частью этого архитек-
турного ансамбля и уникальным
образцом строгого классицизма,
народное училище также должно
иметь статус здания, охраняемого
государством, и гарантию не только
внешнего достойного содержания,
но и самого факта существования.
Свидетельством тому должна быть
«охранная доска» на фасаде с ука-
занием имени зодчего Федора Ива-
новича Волкова, чьи заслуги перед
Санкт-Петербургом и историей
развития русской архитектуры и
строительства несомненны.
Рациональность структуры и
планировки народного училища до
наших дней не утратила функцию
коллективного детского учрежде-
ния. В нем расположен детский сад
«Андрейка», о чем свидетельствует
таблица с надписью у входа. На се-
годня - это единственная «охранная
доска» на фасаде здания, которому
225 лет.
Литература:
1. Акимов И. А. Ф. И. Волков / / Северный вестник. 1804. Ч. 1-3. С. 355-356.
2. Антонов В. В. Петербург неизвестный, забытый, знакомый. М.: Центрополиграф, 2007. С. 137-140.
3. Гримм Г. Г., Петров А. Н. Петербургские зодчие последней четверти XVIII в. М.: Академия наук СССР, 1961. Т. VI. С. 229-235.
4. Историческая застройка Санкт-Петербурга. Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную,
художественную или иную культурную ценность (учетных зданий). Справочник. СПб.: Альтсофт, 2001. С. 22-24, 26, 376.
5. Мурашева Н. В. Федор Волков / / Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век. СПб.: Лениздат, 1997. С. 901-928.
6. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет существования / Под ред.
П. П. Петрова и с его прим. Ч. 1. СПб., 1864. С. 763-764.
7. Свиньин П. Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей. 1828 г.
8. Смирнов В. В. Первые образцовые училища / / Ленинградская панорама. 1984. № 9. С. 32.
9. Смирнов В. В. Петербургские школы и школьные здания. История школьного строительства в Санкт-Петербурге - Ленинграде.
1703-2003 гг. СПб.: БЛИЦ, 2003. С. 35-38.
10. Толстой Д. А. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. СПб., 1886.
11. Федор Иванович Волков. Энциклопедический лексикон. Т. 11. СПб.: Изд. А. Плюшара. 1838. С. 352.
32
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 31 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 33 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст