С
троительство
и
архитектура
сильевна Зволянская. Целью обще-
ства было объявлено: «.
..содействие
нравственному и физическому раз-
витию юношества путем устройства
1) спортивных игр, 2) спортивных
состязаний, 3) занятий гимнасти-
кой, 4) прогулок, 5) лагерей и проч.
применительно к системе англий-
ских бойскаутов.» Организаторы
русского скаутского движения не
собирались скрывать, что в основе
их работы лежит система, разрабо-
танная английским полковником
Робертом Баден-Пауэллом. Для
достижения объявленных в Уставе
целей предусматривались лекции,
беседы, концерты, спектакли, вы-
ставки, выпуск периодических изда-
ний и др. Членами общества могли
быть совершеннолетние обоего
пола, кроме учащихся. Военным
требовалось согласие начальства.
На первом общем собрании (а Об-
щество тогда помещалось по адресу:
Галерная ул., 63) Пантюхов был вы-
бран только вице-председателем (он
так и оставался им до конца), а его
жена и Зволянская были выбраны
кандидатами в члены комитета. За-
тем общество перебралось в д. 2 по
Клинскому пр., а «Весь Петроград»
за 1917 год говорит, что оно было в
этом доме.
Скаутинг - это отдельная необъ-
ятная тема. И я думаю, к 100-летию
русского скаутского движения бу-
дет много публикаций. А я перейду
к более поздним временам. 1920-е
годы внесли не так много изменений
в жизнь этого здания. Как я уже от-
мечал, учреждения МПС стали по-
являться в нем еще во время войны.
Теперь таких учреждений в этом
доме стало больше. В 1922 году была
образована Мурманская железная
дорога. Вскоре Правление дороги
разместилось в этом доме. Здесь же
разместился и Дорожный комитет
профсоюза, и редакции журналов
«Бюллетень Мурманской железной
дороги», «Торгово-промышленный
вестник», «Вестник Мурмана».
Здесь же разместились и учрежде-
ния Правления Октябрьской же-
лезной дороги: претензионная часть,
счетная часть, общая часть и т. д.
По-прежнему были в доме и
квартиры. «Весь Петроград» за
1922 год упоминал среди жильцов
дома Е. В. Тарле - профессора
общественно-педагогического отде-
ления факультета общественных наук
Петроградского университета.
Мое повествование подошло к
концу. За его рамками остались и
1930-е годы, и блокада, и послево-
енное время.
Однако, я надеюсь,
и эти скромные заметки будут не-
безынтересны читателю.
Источники:
1. Весь Петербург - Весь Петроград. 1892-1922 гг.
2. Весь Петербург за 15 копеек. СПб., 1888.
3. Всеобщая адресная книга. 1867-68 гг.
4. Москвич Г. Г. Петроград и его окрестности. Пг., 1915.
5. ЦГИА СПб. Ф. 287. Оп. 1. Д. 288, 294.
6. Там же. Ф. 569. Оп. 12. Д. 897.
Бюст Петра Великого
в Петропавловском соборе.
К истории создания
М . О. Логунова
Могилу Петра I в Петропавлов-
ском соборе Петропавловской кре-
пости украшает его бюст, созданный
Юрием Сергеевичем Тюкаловым к
300-летию со дня рождения импе-
ратора, которое отмечалось 30 мая
1972 года.
По поводу этого бюста, а глав-
ное, образца, использованного
современным мастером в качестве
модели, по сегодняшний день много
споров, многое остается непонят-
ным и неизученным.
Принято думать, что в качестве
образца для создания этого бюста
Ю. С. Тюкалов использовал бюст
Петра, выполненный мастером Карло
Альбагини, современником импе-
ратора, т. е. человеком, жившим в
XVIII веке. Но парадокс заключается
в том, что современника Петра I с
именем Карло Альбагини, жившего
в России, не было. То есть мастер
Карло Альбачини был, но никогда не
жил в России, тем более в петровское
время. Он жил в Италии во второй
половине XVIII века. Фамилию его
исследователи пишут по-разному:
Альбагини, Альбаччини, Альбаджи-
ни, в настоящее время правильным
произнесением и написанием имени
считается «Карло Альбачини».
Недоразумение с современником
Петра восходит к трудам исследовате-
лей XIX века. Знаменитый исследова-
тель искусства барон Н. Н. Врангель
в своей работе, посвященной скуль-
птуре начала XVIII века, со ссылкой
на статью Собко, упоминал о скуль-
птурной группе «Мир со Швецией»,
которая якобы была исполнена в
1722 году скульптором Альбагини.
Даже сейчас, очевидно, по инерции
иногда скульптурная группа припи-
сывается этому мастеру1. Но такой
атрибуции противоречит подпись на
скульптуре, которая принадлежит
итальянскому мастеру Баратта2.
В настоящее время скульптур-
ную группу, которую можно счи-
тать шедевром Пьетро Баратты
35
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 34 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст