С троительство
и
архитектура
36
(1668-1729), принято называть
«Мир и Победа». Вероятно, она была
заказана Рагузинским3 в 1723-м и
привезена в Санкт-Петербург в 1726
году и является аллегорией победы
России над Швецией в Северной
войне. Ранее неверно трактовалась
как «Мир и Изобилие»4.
«Современник Симона ита-
льянский скульптор Карло Альба-
гини также заслуживает внимания,
- писал Н. Н. Врангель. - Работая
в Петербурге при Петре, он ис-
полнил мраморный бюст государя,
попавший впоследствии в собрание
князей Юсуповых и находящийся
теперь во дворце села Архангельско-
го. Бюст этот интересен уже потому,
что это один из немногих портретов
Петра, сделанных, вероятно, еще
при жизни императора». Этой не-
многой и ошибочной информации
было достаточно, чтобы родилась
легенда, живущая до сего дня.
Однако еще в
1920 году
А. Н. Кубе опубликовал подроб-
ную статью, в которой попытался
установить истину. Статья эта была
опубликована в сборнике Государ-
ственного Эрмитажа и озаглавлена:
«Мраморный бюст Петра Великого
работы Карло Альбагини»5.
А. Н. Кубе (1886-1942) указы-
вал на то, что первые упоминания
о загадочном мастере Альбагини
относятся к 1822 году.
На страницах «Отечественных
записок» Павла Свиньина есть
статья, озаглавленная «Мраморный
бюст Петра Великого». В ней гово-
рится: «Наконец мы имеем прекрас-
нейший и, конечно, самый схожий
бюст Великого Монарха нашего.
Один из наследников графа Голови-
на подарил его в Главный штаб его
Императорского Величества. Бюст
сей, вероятно, принадлежал знаме-
нитому генерал-адмиралу Федору
Алексеевичу Головину и был сделан
в последние годы жизни Петра.
Лицо полное думы, чело ве-
личественное, нос правильный,
на правой стороне его небольшая
бородавка, волосы в кружок завиты
природными локонами, грудь по-
крыта панцирем. Бюст сей работы
Карло Альбагини, того самого,
который по заказу Государя создал
прекрасную мраморную группу на
мир со Швецией в 1722 году и на-
ходящуюся доныне в Летнем саду
в куртине против Царицына луга.
Насчет художественной отделки
бюста можно сказать, что это есть
одно из изящнейших произведений
в сем роде. Особенно на нижней ча-
сти лица выполнены наималейшие
полутоны - это настоящее тело: и
нет никакого сомнения, чтоб модель
не была леплена с натуры, короче
в бюсте столько жизни и души, что
можно с него написать самый лучший
портрет сего бессмертного царя»6.
В связи с тем, что на мраморной
группе «Мир со Швецией» при-
сутствует подпись венецианского
мастера Пьетро Баратта, исчезает
единственная датировка, связанная
с мифическим современником Пе-
тра К. Альбагини, - 1722 год.
Кроме того, можно указать на
то, что нет ни одного документа,
который свидетельствовал бы о
существовании скульптора с таким
именем в начале XVIII века. Нет ни
контракта, ни жалоб, ни обращений
в различные инстанции, которые
должны были бы быть.
В статье «Отечественных запи-
сок» есть прямые указания на бюст
Петра, хранимый в Главном штабе,
попавший туда из коллекции графа
Головина. Все соответствует дей-
ствительности, кроме соотнесения
этого бюста с мраморной группой
«Мир со Швецией», о которой
говорилось выше, и тем бюстом,
который хранился у Юсуповых. К
сожалению, впоследствии произо-
шла путаница, сохраняющаяся до
сих пор. Мраморный портрет Петра,
о котором говорится в «Отечествен-
ных записках» Павла Свиньина
и хранившийся в Главном штабе,
отнюдь не бюст, хранимый в Ар-
хангельском. Речь идет о разных
произведениях.
И в работе Н. Н. Врангеля, и в
Эрмитажном сборнике даются ил-
люстрации. На фотографии видно,
что бюст Петра, представленный
Н. Н. Врангелем, хранится сейчас
в имении князей Юсуповых Ар-
хангельское и весьма отличается
от того, который был обнаружен
А. Н. Кубе в Генеральном штабе
(термин «Генеральный Штаб» ис-
пользуется А. Н. Кубе).
В своей работе такой глубокий
исследователь и тонкий знаток ис-
кусства, как А. Н. Кубе, ссылаясь
на фотографию, опубликованную в
работе Н. Н. Врангеля, четко опреде-
ляет бюст Петра I как «юсуповскую
копию». «При первом же взгляде на
юсуповский бюст чувствуется, что
это не оригинал, а довольно плохая
копия». Шнуры, грубо навернутые
на шею императора никак не на-
поминают шарф, грубо моделиро-
ванная голова, обрезанные плечи.
А. Н. Кубе обращал внимание на
то, что Н. Н. Врангель не указывал,
каким образом этот бюст попал к
Юсуповым, не указывал размеры
его и наличие подписи.
В «Отечественных записках»
говорилось о бюсте, попавшем в
Генеральный штаб из собрания
Ф. А. Головина. Там, в библиотеке
Генерального штаба, А. Н. Кубе и об-
наружил этот бюст уже в советское
время, примерно в 1919 году. Работа
была снабжена подписью «Carlo
Albaghini fecit», но не имела даты.
В 1822 году этот бюст был поме-
щен в библиотечный зал Генераль-
ного штаба. 24 февраля 1900 года в
здании был большой пожар, и би-
блиотечный зал погиб, но мрамор-
ный портрет Петра чудом уцелел.
После чистки и легкой реставрации
он был установлен в новом зале би-
блиотеки, где его случайно увидел
А. Н. Кубе.
Бюст был поставлен на колонну
из зеленого мрамора. Общая высота
колонны и скульптуры составляла
2 аршина 14 вершков, то есть 2 м
04 см, что соответствовало росту
императора. К передней части ко-
лонны был прикреплен бронзовый
ковчег, в котором хранился «Воин-
ский Устав» Петра, перевезенный в
Москву в 1918 году.
Бюст, обнаруженный А. Н. Кубе
в Генеральном штабе, по своим
художественным особенностям зна-
чительно превосходил юсуповскую
копию и имел явное сходство с вос-
ковым изображением Петра, создан-
ным Бартоломео Карло Растрелли
в 1719 году и оказавшимся в собра-
нии кардинала Пьетро Оттобони.
Полностью был повторен доспех с
руками, правое плечо приподнято,
как у воскового оригинала. Правда,
Альбачини не слепо копировал
предшественника, он внес некото-
рые изменения в свою работу. Так,
заклепки на доспехах он переместил
с крыльев на руки и убрал барочную
маску, украшающую грудь растрел-
лиевского изображения.
В 1719 году Б. К. Растрелли
создал бюст Петра I из раскра-
шенного воска и гипса, парик - из
волос императора, глаза: стекло,
эмаль. Размеры бюста: 61х51х29.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 35 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 37 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст