С троительство
и
архитектура
Считается, что портрет исполнен
по маске, снятой при жизни с лица
самодержца.
По легенде, восковой бюст,
созданный Растрелли при жизни
Петра, был послан в Ватикан кар-
диналу Оттобони в благодарность
за хлопоты по отправке в Россию
мраморной статуи Венеры, впо-
следствии получившей название
Таврической. Однако, по мнению С.
О. Андросова, подтверждения этой
легенде нет, так как документально
неизвестно, как и при каких обстоя-
тельствах бюст Петра I был увезен
из России7. Скорее всего, по версии
указанного исследователя, растрел-
лиевский бюст мог попасть к Пьетро
Оттобони через Николо Микетти,
который был знаком с Оттобони и
значился папским архитектором. «.
..
он доброй Архитектор и искусной
в механике, пишет живописное
гораздо нехудо, а паче перспективу,
сколко мог о нем осведомился; спра-
шивал кардиналов, Сакрипаития
и Оттобония и оне не толко меня
уверили о его добром состоянии но
еще хотят донести вашему Величе-
ству о его искусстве, и понеже он
был Папской Архитектор в других
(местах) здания строил.» - писал
о нем Петру Юрий Кологривов из
Италии в 1718 году8.
Около 1718 года Микетти при-
был в Петербург, где был обласкан
царем. В 1723 году он взялся лично
съездить по поручению царя на свою
родину и отправился, взяв свыше
трех тысяч рублей на первые расхо-
ды, но с тех пор так и не возвращался
обратно. Год его смерти - 1759-й.
Микетти был знаком и с Петром, и
с Б. К. Растрелли, и с Оттобони, из
России отбыл в Италию, вполне мог
вывезти и восковое изображение
императора.
Вероятнее всего, таких изо-
бражений было несколько, так как,
по свидетельству Ф. В. Берхгольца,
Растрелли подарил такой же вос-
ковой бюст, «сделанный из особого
рода гипса и окрашенный металли-
ческой краской», герцогу Голштин-
скому в 1724 году9.
Как бы то ни было, но бюст от
кардинала Пьетро Оттобони по-
пал в кабинет редкостей кардинала
Сильвио Валенти, где в начале XIX
века с него была сделана гравюра
П. Ландони. Затем изображение
Петра попало к племяннику кар-
Бюст Петра I.
Б. К. Растрелли. 1719 г.
динала нунцию Валенти, от него к
княгине Одельскальки. В 1861 году
его приобрел в Италии бывший ди-
ректор Императорского Эрмитажа
Гедеонов, и бюст вернулся в Санкт-
Петербург.
В настоящее время прижизнен-
ное изображение Петра I работы
Бартоломео Карло Растрелли нахо-
дится в собрании Государственного
Эрмитажа.
В упомянутой работе А. Н. Кубе,
посвященной подлинному мрамор-
ному бюсту Петра работы Карло
Альбачини, автор приводил свою
версию относительно путей, кото-
рые могли привести это произведе-
ние в Генеральный штаб. А. Н. Кубе
справедливо указывал на то, что
бюст не мог принадлежать одному
из ближайших сподвижников Петра
Федору Головину, умершему в 1706
году, как это считал Павел Свиньин.
Этот портрет идет из собрания обер-
шенка Николая Николаевича Голо-
вина, умершего в 1821 году. Подарен
в Главный штаб годом позже. Граф
Н. Н. Головин был мужем знамени-
той В. Н. Головиной, автора извест-
ных мемуаров. Сам Н. Н. Головин не
увлекался искусством в отличие от
своей жены Варвары Николаевны,
урожденной Голицыной, родной
племянницы фаворита Елизаветы
Петровны, мецената и ценителя ис-
кусств Ивана Ивановича Шувалова.
Носителем и знатоком культуры
в этом семействе была графиня
Н. Н. Головина. Еще в молодости
она составила подробный инвентарь
художественных сокровищ своего
дяди Ивана Ивановича Шувалова,
которому после смерти императри-
цы Елизаветы Петровны пришлось
много путешествовать по Европе.
Он был не только знатоком искус-
ства, покровителем созданной им
Академии художеств, но и страст-
ным коллекционером.
По мнению А. Н. Кубе, скорее
всего бюст Петра Великого был при-
обретен в Италии И. И. Шуваловым,
скупавшим все, что связывало его
с памятью об ушедшей Елизавете
Петровне, и в первую очередь, с
личностью ее отца Петра I. Варвара
Головина могла наследовать бюст от
своего дяди, умершего бездетным.
Когда она с дочерьми перешла в
католичество и порвала с импера-
торским двором и родиной, бюст мог
остаться у ее мужа, а после его смер-
ти кем-то из наследников (сыновей
не было) мог быть передан в только
что основанный Генеральный штаб.
Такова гипотеза А. Н. Кубе.
В настоящее время, по утверж-
дению С. О. Андросова, найдены
материалы, подтверждающие пра-
вильность этой гипотезы.
В 1920 году, когда была опу-
бликована статья, обсуждался
вопрос о восстановлении галереи
Петра Великого. Эта галерея с
момента своего основания в 1848
году находилась в Эрмитаже. Там
были представлены вещи импера-
тора из дворцов и его кабинета при
Академии наук. В 1909 году был
организован музей имени Петра
Великого при Музее антропологии
и этнографии, открытый в 1912
году, куда были переданы многие
экспонаты.
А. Н. Кубе заканчивал свою
статью словами надежды на то, что
если галерея Петра Великого снова
вернется из Академии наук в Эрми-
таж, то оба бюста встретятся.
Вслед за А. Н. Кубе, В. Ф. Левинсон-
Лессинг в своей книге со ссылкой
на предшественника развенчал миф
о существовании современника Пе-
тра скульптора Карло Альбагини и
установил авторство за итальянским
скульптором второй половины XVIII
века Карло Альбачини. Он также
считал, что бюст Петра I работы этого
мастера, прообразом для которого
послужило прижизненное изображе-
ние Б. К. Растрелли, был приобретен
И. И. Шуваловым для Екатерины II в
70-80-х годах XVIII века10.
37
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 36 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст