С троительство
и
архитектура
38
Альбачини Карло (Albacini
Carlo) родился в 1735 году в Риме,
где и скончался в 1813 году. Ита-
льянский скульптор, реставратор.
Ученик Б. Кавачеппи, известного
реставратора и дилера в Риме. За-
нимался реставрацией античных
памятников для известных коллек-
ционеров, таких как Ч. Таунли (чье
собрание составило часть коллек-
ции Британского музея), У. Блун-
делл, Лансдаун, Г. Мансел-Талбот,
Дж. Смит-Берри и др. Был связан
с живописцами Г. Гамильтоном и
Т. Дженкинсом (последний являлся
доверенным лицом римских пап,
помогая приобретать произведения
искусства). Реставрировал фонтаны
Дж. Л. Бернини, его скульптуры
Нептун и Тритон, проданные Джен-
кинсом Дж. Рейнольдсу. После
1770 года начал работать для музея
Пио-Климентино в Ватикане. Зани-
мался также реставрацией антиков
для Фридриха II Кассельского, Ека-
терины II, кардинала Х. Н. де Асара.
Поставлял через агента Екатери-
ны II И. Ф. Рейффенштейна антич-
ную скульптуру и копии в Россию.
С 1783 года стал членом Академии
Святого Луки; обучал рубке мрамо-
ра пенсионеров европейских ака-
демий в своей мастерской у Порта
дель Пополо. В 1786-1800 годах
реставрировал античные памятники
из собрания Фарнезе для Ферди-
нанда IV Неаполитанского (среди
них знаменитые статуи Геракл
Фарнезе, Флора Фарнезе и др.). В
1780-е годы В. Пачетти привлек его
к работе по реставрации собрания
памятников виллы Боргезе в Риме.
Винкельман и Гёте высоко оценива-
ли работу Альбачини11.
Кроме двух уже указанных, есть
еще один бюст императора того же
мастера. Так что в настоящее время
в России известны по крайней мере
три бюста Петра, подписанные
К. Альбачини и созданные им или
его мастерской. Первый, описанный
Кубе, хранившийся в Генеральном
штабе.
Местонахождение бюста из со-
брания Головиных, прообразом для
которого послужило прижизненное
изображение Петра I, выполненное
Б. К. Растрелли, которое восхитило
А. Н. Кубе, автору данной статьи
неизвестно. Попытки обнаружить
Бюст Петра I.
К. Альбачини. 1770-1780 гг.
следы его не привели к желаемому
результату. В библиотечном зале
бывшего Генерального штаба* бюста
нет, в чем автор убедилась лично, со-
трудники этого учреждения ничего
не знают о нем.
Смутные намеки коллег на воз-
можную передачу бюста в советское
время в Третьяковскую галерею не
подтверждаются каталогами со-
брания скульптуры этого музея12.
Указаний на наличие работ К. Аль-
бачини в этих изданиях не имеется.
Такие же неясные намеки на воз-
можную передачу этого выдающе-
гося памятника не только культуры,
но и русской истории в другие музеи
пока не нашли подтверждения.
Второй бюст Петра (о котором
писал Н. Н. Врангель) находится в
коллекции музея-усадьбы «Архан-
гельское». Там сохранились приоб-
ретенные князьями Юсуповыми
бюсты российских монархов, среди
которых числятся два парных
портрета. Автором мраморного
изображения Петра I считается
К. Альбагини (1770-1780-е гг.)13.
Бюст подписной, так что ско-
рее всего это работа мастерской
скульптора и может быть атрибу-
тирована точнее как «Альбачини и
мастерская».
Архангельское приобретено в
1810 году государственным дея-
телем, богатейшим вельможей,
знатоком и коллекционером про-
изведений искусства князем Ни-
колаем Борисовичем Юсуповым
(1751-1831). В разные годы он
исполнял дипломатические поруче-
ния в Турине и Неаполе, Венеции и
Риме. Николай Борисович приехал
в Италию в декабре 1783 года и на-
ходился там до 1789 года. Он много
путешествовал. Как настоящий
знаток посещал древние античные
города, пополнял собрание анти-
ками и копиями с древнеримских
скульптур, выполненными в лучших
мастерских Рима. У него сложились
тесные отношения с Томасом Джен-
кинсом, антикваром и банкиром,
прославившимся тем, что вместе с
Гэвином Гамильтоном вел раскопки
на вилле Адриана в Риме, занимался
продажей антиков, сотрудничал со
скульптором Бартоломео Кавачеп-
пи и его учеником Карло Альба-
чини14. Находясь в Италии, он мог
заказать Альбачини бюст Петра.
Возможно, работа выполнена одним
из его учеников, но скорректирована
и подписана мастером.
Для демонстрации своих вер-
ноподданнических чувств Юсу-
пов украсил свое имение бюстами
Петра I и Екатерины II. Портрет им-
ператрицы был скопирован с работы
Ф. Т Шубина.
В коллекции Государственного
Эрмитажа находится еще один
бюст, который атрибутирован как
«Портрет Петра Великого» работы
Карло Альбачини (Альбаджини),
Италия, Рим. 1780-е гг. Мрамор.
Выс. 56 см. Поступил в эрми-
тажную коллекцию из Военно-
морского музея в Ленинграде в
1932 году. Он имеет явное сходство
с той копией, которая использова-
* Ныне - библиотека штаба Ленинградского военного округа. -
Ред.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 37 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст