С троительство
и
архитектура
лась в 1970-е в качестве образца
для создания нового изображения
Петра Великого.
В феврале 2009 года автор этой
статьи встретилась с Юрием Сер-
геевичем Тюкаловым, который
поделился некоторыми деталями
истории создания бюста Петра
на его могилу в Петропавловской
крепости.
По воспоминаниям мастера, к
1972 году гипсовый бюст, тониро-
ванный под бронзу, был выставлен
в ногах надгробия Петра I в Петро-
павловском соборе. Бюст протирали
от пыли, вероятно, он упал и был
деформирован. Отломались локоны
с правой стороны головы императора,
поврежден нос. Волосы были «сле-
пыми» (по выражению скульптора)
из-за большого количества краски,
нанесенного на бюст. Людмила Ни-
колаевна Белова, бывшая в то время
директором Государственного музея
истории Ленинграда, предложила
скульптору Ю. С. Тюкалову создать
гальванокопию изображения Петра
Великого. Как модель тот гипсовый
бюст не подходил. Нужно было
проработать все детали более тонко.
После того, как скульптор доработал
слепок пластилином, была сделана
рабочая модель. По ней гальвани-
ческим способом был создан бюст
Петра с последующей гравировкой
и прочеканкой. Юрий Сергеевич
передал его Л. Н. Беловой, какое-то
время портрет Петра стоял в кабинете
директора Государственного музея
истории Ленинграда, а потом был
установлен в Петропавловском собо-
ре в ногах могилы Петра I. Материал,
из которого был сделан бюст, - чистая
медь марки М-1 (без присадок).
Юрий Сергеевич Тюкалов ро-
дился 4 июля 1930 года в Ленин-
граде. Коренной петербуржец. Его
предки жили в Санкт-Петербурге
с 1820 года. Он является «Жите-
лем блокадного Ленинграда». Был
награжден медалью «За оборону
Ленинграда», орденом Трудового
Красного Знамени и медалью «За
доблестный труд». В 2002 году
Ю. С. Тюкалову было присвое-
но звание Почетного гражданина
Санкт-Петербурга. Он - выдаю-
щийся спортсмен, входил в число
сильнейших гребцов мира. Дву-
кратный Олимпийский чемпион,
шестикратный чемпион Европы,
многократный чемпион Советского
Союза, Заслуженный тренер РФ.
Бюст Петра I.
Ю. Тюкалов
В 1957 году окончил факуль-
тет художественной обработки
металла Высшего художественно-
промышленного училища им.
В. И. Мухиной по специальности
«архитектор малых форм». 35 лет
Юрий Сергеевич работал в Художе-
ственном фонде России - Комбина-
те живописно-оформительского ис-
кусства. Сначала по рекомендации
Яромира Николаевича Грачева он
делал работы - медальоны с изобра-
жением Марата, Деламбера, Шамета
для музея истории религии и атеиз-
ма, который в то время располагался
в Казанском соборе. Тогда, говорил
Юрий Сергеевич, в металле работа-
ли мало. Многие его работы связаны
с флотом. Он оформлял атомоходы:
«Сибирь», «Арктика», «Россия».
Для крейсера «Гангут» создавал
пятиметровое панно, посвященное
Гангутской победе.
Все его работы связаны с исто-
рией России и нашего города. Он
исполнил герб Санкт-Петербурга
и медаль, посвященную основанию
города, являющиеся экспонатами
музея «Домик Петра». Ю. С. Тю-
калов - автор центрального панно
«Героическая борьба за Ленинград»
Памятного зала монумента «Герои-
ческим защитникам Ленинграда».
Выполненные скульптором бюсты
знаменитых россиян входят в
экспозиции ряда музеев страны и
всего мира.
Особый интерес у мастера вы-
зывает личность основателя на-
шего города. Кроме копии бюста
для Петропавловского собора,
Ю. С. Тюкалов создавал и автор-
ские произведения. Так, он сделал
два бюста Петра для флагмана
Российского флота крейсера «Петр
Великий». Один из портретов от-
правился на корабль, а второй был
приобретен Федерацией бодибил-
динга России, и президент этой
федерации петербуржец Владимир
Дубинин отвез его в город Коламбус
(штат Огайо) в подарок Арнольду
Шварценеггеру в его личный музей
скульптуры.
Бюст, скопированный с работы
Карло Альбачини, появился на
могиле Петра I в 1972 году. Гото-
вясь к празднованию 300-летия
Петра I, отмечавшемуся 30 мая
1972 года, научные сотрудники
Государственного музея истории
Ленинграда, к которому относится
Петропавловский собор, обсужда-
ли различные варианты решения
убранства могилы императора.
Н. А. Нарышкина в своей книге
рассказывает о том, как это было15.
Предлагалось украсить могилу
императора скульптурным портре-
том, выполненным Марией Анной
Колло для Медного всадника. По-
видимому, рассматривался проект
повторения убранства могилы,
существовавшего во время Вели-
кой Отечественной войны, когда
в нише южных врат Петропавлов-
ского собора, рядом с захоронением
Петра находилась гипсовая копия
этого изображения. Но, по мнению
Нарышкиной, он не вписывался
в интерьер собора. Поэтому она
предложила мраморный бюст Петра
работы «Карла Альбагини» (так в
тексте. -
М.
Л.). Размеры этого бюста
Петра согласовались с масштабом
соборного интерьера. «В конце кон-
цов, методический совет согла-
сился с моей концепцией, - писала
Н. А. Нарышкина, - и с мраморного
подлинника работы Карла Альбагини
к 300-летию со дня рождения Петра
для Петропавловского собора была
сделана бронзированная отливка».
По документам, хранящимся в
Государственном музее истории
Санкт-Петербурга, «копия с ориги-
нала Карло Альбагини» поступила в
коллекцию в 1972 году. Это погруд-
ное изображение Петра I из гипса,
тонированного под темную бронзу,
на двухступенчатом основании, вы-
сотой 58 см, 38 см в диаметре.
На самом деле в Академии
художеств был взят не мрамор-
ный бюст, а гипсовая, но хорошего
качества копия, выполненная в
39
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 38 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст