П
.
етербуржцы
и
петербурженки
4
В семь лет, в августе 1842 года,
Дима Менделеев поступил в То-
больскую гимназию. Учился он
неплохо, но особым прилежанием
не отличался. Наибольший интерес
проявлял к математике и физике, а
также истории.
После окончания гимназии
в июне 1849 года и получения
аттестата, «он хотел было посту-
пить в Медико-хирургическую
академию, но сначала попробовал
присутствовать на вскрытии. Как
он сам пишет, - не выдержал, упал
в обморок»2.
Поняв, что это поприще дея-
тельности ему не подходит, Дми-
трий Менделеев решил поступать в
Главный педагогический институт.
В мае 1850 года он подал проше-
ние на имя директора института
И. И. Давыдова:
«Желая для окончательного
своего образования выслушать
полный курс наук в Главном педа-
гогическом институте по физико-
математическому факультету по-
корнейше прошу Ваше превосходи-
тельство о принятии меня в число
студентов по выдержании мною
установленного для поступления в
Главный педагогический институт
экзамена [.
..].
Димитрий Менделеев
С.-Петербург
Мая 1 дня 1850 года
Жительство имею в Семенов-
ском полку по Среднему проспекту
в доме Бека в квартире г-жи Скер-
летовой»3.
В августе того же года Дмитрий
Менделеев поступил в Главный
педагогический институт.
Главный педагогический ин-
ститут в этот период времени пред-
ставлял собой «особый институт»,
который готовил преподавательские
кадры для системы образовательных
заведений ведомства Министерства
народного просвещения. Институт
находился в непосредственном
подчинении министра народного
просвещения. Это было закрытое
учебное заведение, содержание
и обучение студентов которого
полностью оплачивала казна. Став
студентом института, Д. Менделеев
в сентябре 1850 года дал подписку
следующего содержания:
«По требованию § 18 Высо-
чайше в 30 день сентября 1828 г.
утвержденного устава Главного
педагогического института, я, ни-
жеподписавшийся, по случаю по-
ступления моего в число казенных
студентов Главного педагогического
института даю сие обязательство
прослужить по окончании моего
воспитания не менее осьми лет при
одном из учебных заведений Мини-
стерства народного просвещения по
назначению начальства.
Физико-математического
факультета студент
Димитрий Менделеев»4.
Распорядок дня в институте был
жестко регламентирован. Рабочий
день студентов был организован
следующим образом:
В 6 час. 30 мин. студенты, уже
одетые в форменное платье, со-
бирались в классных комнатах для
приготовления уроков. В 8 час.
30 мин. организованно шли в сто-
ловую на завтрак. Перед завтраком
читались «утренние молитвы и
Апостол и Евангелие на церковно-
славянском языке». С 9 час. до
15 час. проводились учебные заня-
тия в классах. В классных комнатах
каждый занимал свое определенное
ему по успехам и поведению место.
В 15 час. - обед. Студенты обедали
за общим столом. Во время обеда
они могли говорить «о предметах
лекции своих без нарушения тиши-
ны со всей скромностью отличаю-
щих людей образованных».
С 16 час. 30 мин. до 18 час. в
младшем отделении - чтение лек-
ций. Студентам старшего отделения
то время отводилось для отдыха
и посещения их родственниками
и знакомыми. Посещения разре-
шались «с крайней осмотритель-
ностью, не иначе как в приемном
зале, притом всякий с разрешения
директора». В 19 час. все собира-
лись в своих классных комнатах
для приготовления уроков и по-
вторения пройденного. В 20 час.
30 мин. - вечерняя молитва и
ужин, после которого до 22 час.
30 мин. продолжается приготовле-
ние уроков. В 22 час. 30 мин. студен-
ты в сопровождении надзирателей
отправлялись в спальни.
В воскресные и праздничные
дни после обедни молодые люди
отпускались до 22 час. к родите-
лям и родственникам. На святки,
праздник Пасхи и летние канику-
лы «равно как по праздникам они
увольняются на ночь не иначе как с
разрешения начальства, представ-
ляя притом предварительно несо-
мненные доказательства о желании
тех, к кому они просятся иметь их у
себя в определенное время»5.
Однако все строгости режима
искупались высоконаучной атмос-
ферой института. Он по тем вре-
менам был прекрасно оборудован:
имел большую библиотеку, хими-
ческую лабораторию, физический
кабинет. Но самое главное - это
первоклассный преподавательский
состав. Директором института был
заслуженный преподаватель Мо-
сковского университета И. И. Давы-
дов, на физико-математическом фа-
культете преподавали выдающиеся
ученые своего времени - академики
Э. Х. Ленц, М. В. Остроградский,
профессора А. А. Воскресенский,
С. С. Куторга и др. Они заслужили
искреннюю признательность своих
учеников.
Первый год занятий в институте
прошел у Д. Менделеева тяжело. В
сентябре 1850 года скончалась его
мать, самый близкий друг, всего на
три года пережив отца.
Оставшись без родителей, Дми-
трий Менделеев, привыкший к
домашнему уюту и свободе, с тру-
дом приспосабливался к суровой
институтской жизни. Но уже на
следующий год он по своим успехам
входил в первую десятку лучших
студентов. Как писал профессор
В. Г. Тищенко: « .И з прежнего
шалуна и лентяя-гимназиста он
превратился в серьезного студента,
который с глубоким интересом и
увлечением прямо поглощал инсти-
тутскую науку. На старших курсах
он считался у профессоров выдаю-
щимся студентом, а товарищи назы-
вали его восходящей звездой»6.
Последний, 4-й курс он окон-
чил блестяще, получив наивысший
средний балл и «отлично» по всем
предметам. Из предметов его больше
всего привлекала химия. Еще будучи
студентом Дмитрий Менделеев опу-
бликовал две работы - «Об анализе
ортита и пироксена из Финляндии»,
а при окончании курса представил
глубокую по содержанию кандидат-
скую диссертацию «Об изоморфизме
в связи с другими отношениями
формы к составу»7.
В феврале и марте последнего
выпускного учебного года он прочел
две пробные лекции «О влиянии
теплоты на развитие животных» по
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 3 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 5 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст