Б удни
и
праздники
46
жиров до конца поездки и считались
действительными только на тот про-
езд, на который выдавались. Дети до
5 лет за проезд не платили и ехали
на руках у провожатых. Бесплатный
проезд полагался также полицей-
ским в форме, служащим городских
железных дорог при предъявлении
документа и воспитанникам город-
ских сиротских домов при наличии
удостоверения. В вагоне были места
I и II класса. Местами I класса счи-
талось заднее отделение вагона и за-
дняя площадка, II класса - переднее
отделение и передняя площадка. На
передней площадке разрешалось
стоять 6 человекам, на задней -
10 человекам. В I классе было гораз-
до свободнее, пассажиры чувствова-
ли себя там более комфортно.
Запрещался проезд лицам в не-
трезвом состоянии, в грязной и дур-
но пахнущей одежде (трубочистам,
малярам, селедочницам). В вагонах
нельзя было курить, проводить с
собой животных и птиц. За порчу
имущества вагонов - повреждение
стекол, ламп, приборов, занавесок
и т. п. - накладывался штраф по
установленной таксе.
В «Обязательных постанов-
лениях о порядке движения на
электрическом трамвае в городе
Петербурге», вырабатывавшихся в
разные годы и одобренных градона-
чальником, существовал отдельный
пункт о недозволении ездить дамам
в шляпках с острыми шпильками
без наконечников (шляпы такой
конструкции не только доставляли
многочисленные неудобства пас-
сажирам, но и нередко наносили
травмы).
«Обязательные постановле-
ния» регламентировали и скорость
трамвая, она «не должна превышать
15 верст в час при движении по Не-
вскому пр., Садовой ул., Загородному
пр., Литейному пр., Новодеревенской
наб., Большому пр. Петербургской
стороны, Симбирской ул., Финскому
пер., Самарской ул., Нижегородской
ул., Семеновской ул.».
Несмотря на большое количе-
ство несчастных случаев, трамвай
пользовался большой популярно-
стью, отодвигая на задний план
конку.
Горожане в своих многочислен-
ных обращениях к столичным вла-
стям просили о проведении новых
линий. Так в 1912 году президент
Психоневрологического института
В. М. Бехтерев подал ходатайство
в Городскую управу о скорейшей
прокладке трамвайных путей к ин-
ституту, в котором училось 2 тыс.
500 человек, а клиники института
ежедневно посещало много больных,
прямого же сообщения с институтом
и клиниками не было. Ходатайство
все же удовлетворено не было.
Число пассажиров нового вида
транспорта постоянно росло, так,
в 1909 году оно составило 162 тыс.
179 человек, в 1910 году - 196 тыс.
660 человек. Вагоны ходили пере-
полненными. «Прессование пасса-
жиров» - такое определение толчее
в вагонах бытовало среди жителей
Петербурга. В 1911 году был даже
проведен эксперимент по введе-
нию «империала» - двухэтажного
трамвая с более дешевой платой
за второй открытый этаж. Но опыт
не удался, так как при скорости 20
верст в час на поворотах создава-
лась угроза для жизни пассажиров
(хотя на поворотах скорость не
должна была превышать 8 верст в
час, на деле вагоновожатые редко
соблюдали это правило), также 2-й
этаж не проходил под виадуками на
окраинах.
В 1912 году город приступил к
строительству второй очереди трам-
вайных линий, основной целью ко-
торого было соединение окраины с
центром. Предполагалось построить
еще 21 линию и несколько парков.
Начавшаяся война во многом по-
мешала тем планам.
И хотя билеты в трамвае были
относительно недорогие (в разное
время взималась плата за проезд от
4 коп. до 6 коп. в зависимости от
класса, с 1916 года - 10 коп. за весь
маршрут), был установлен льготный
проезд (для детей, неимущих учащих-
ся начальных школ, четырехклассных
училищ, дополнительных классов и
профессиональных школ). Льготные
билеты выдавались кондукторами в
обмен на талоны, которые приобрета-
ли учебные заведения в Управлении
городских железных дорог с печатью
учебного заведения. Льготный тариф
составлял 5 коп. (1916 г.).
На наиболее популярных марш-
рутах были введены ранние поез-
да - от 6 час. до 7 час. 30 мин. утром
стоимостью 5 коп. и ночные - от
24 час. до 1 часа ночи по 20 коп. за
весь маршрут.
К 1917 году в Петербурге дей-
ствовало 29 трамвайных маршрутов,
открылось еще два трамвайных пар-
ка - Рождественский и Ланской. В
настоящее время трамвай все реже
виден на улицах нашего города,
но, несмотря на это, Петербург
и сегодня считается трамвайной
столицей.
Источники:
Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА
СПб.). ф. 513. Оп. 55. Д. 141.
Там же. Оп. 15. Д. 716.
Там же. Ф. 792. Оп. 1. Д. 9964.
Там же. Д. 10272.
Там же. Д. 10034.
Там же. Ф. 513. Оп. 55. Д. 106.
Там же. Д. 168.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 45 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст