История
учреждении
48
Большинство благотворитель-
ных заведений Человеколюбивого
общества в основном занималось
воспитанием и обучением мальчи-
ков. Только в 1817 году был сделан
первый шаг к организации заведе-
ния для призрения бедных девочек,
которое разительно отличалось от
подобных заведений для мальчиков.
Идея создания заведения для мало-
летних бедных сирот женского пола
принадлежала члену Совета Импе-
раторского человеколюбивого обще-
ства А. С. Стурдзе, собравшему для
этой цели необходимые средства.
Один из наиболее крупных взносов
(1000 рублей) внесла императрица
Елизавета Алексеевна2.
В дальнейшем Совет Челове-
колюбивого общества ежегодно
выделял Попечительному о бед-
ных комитету суммы для учреж-
дения девичьих школ-приютов. В
первом училище для воспитания и
обучения малолетних девочек вос-
питанницы в возрасте от 6 до 9 лет
поручались надзору женщин из бед-
нейшего сословия. Члены общества
тщательно отбирали этих женщин
и выплачивали им пансион на со-
держание девочек. Грамоте, шитью
и рукоделию девочек обучали и в
самом училище.
К 1819 году в Петербурге име-
лось уже четыре приюта для воспи-
тания девочек-сирот: на 14-й линии
Васильевского острова воспиты-
валась 21 девочка под надзором
титулярной советницы Быцаловой;
в доме на Васильевском острове,
между Большим и Малым проспек-
тами, - 20 девочек под надзором
коллежской асессорши Любицкой;
в Галерном селении, также на Ва-
сильевском острове, - 22 девочки
воспитывались под надзором вдовы
тайного советника Мочалиной; в
Каретной части - 18 девочек под
надзором дочери коллежского реги-
стратора девицы Ларисы Ивановой3.
На первоначальное обзаведение
каждой девочки отпускалось по
100 рублей асс. единовременно, а
потом плата за каждую из воспитан-
ниц до восьми лет составляла 75 руб.
ассигнациями, а затем по 100 руб. в
год в течение еще трех лет. Воспита-
тельницы были обязаны бесплатно
содержать учениц до 17 лет4. Все они
воспитывались в соответствии со
своим сословным происхождением,
их обучение ограничивалось азами
грамоты, дабы не привить им «вкус»
к жизни более высокого сословия.
Как писал член Главного правления
училищ и Комитета по устройству
учебных заведений Министерства
народного просвещения в 1819 году
главному попечителю Император-
ского человеколюбивого общества,
министру народного просвещения
и духовных дел князю А. Н. Голи-
цыну, не следует обучать сирот из
беднейших сословий «большому
количеству ненужных им пред-
метов»5. В этих школах-приютах
девочкам давался минимальный
объем знаний и практических навы-
ков, которые могли бы пригодиться
им в дальнейшей жизни.
В отличие от Императорского
человеколюбивого общества Жен-
ское патриотическое общество,
созданное в 1812 году, больше вни-
мания уделяло именно попечению
о девочках. Цель того общества
заключалась в оказании посильной
помощи всем пострадавшим от
войны 1812 года (позже - от всех
войн), и в первую очередь вдовам
и сиротам. Общество было сугубо
женским по своему составу, в него
входили дворянки и купчихи. Осо-
бо выделялась помощь девочкам-
сиротам дворянского, купеческого
и мещанского сословий.
Первое учебное заведение под
названием «Училище женских си-
рот, потерявших отцов своих» (для
дочерей штаб- и обер-офицеров)
было открыто обществом уже в 1813
году (Литейная часть, 3-й квартал,
Офицерская ул., дом Яхонтова)6.
Училище создавалось на благо-
творительные пожертвования. Так,
купцы Гостиного двора пожертво-
вали ему пять пудов мыла, купец
Панфилов два шкафа, две кровати
и комод, мещанин Иван Адыбов
- образ и двенадцать фаянсовых
тарелок и т. д.7
В 1822 году училище было
переименовано в Патриотический
институт8. При этом в правилах со-
держания в заведении воспитанниц
изменений не произошло. В 1827
году для Патриотического инсти-
тута обществом был приобретен
дом на Васильевском острове, ранее
принадлежавший вдове и детям бу-
лочного мастера Кеппе (10-я линия,
1-й квартал, д. 87)9.
В том же году по инициативе им-
ператрицы Александры Федоровны
Патриотический институт в связи с
кончиной его покровительницы им-
ператрицы Елизаветы Алексеевны
был передан в ведение Комитета о
раненых. По-видимому, Женскому
патриотическому обществу ста-
ло достаточно сложно содержать
институт, так как в финансовом
отношении положение Общества
ухудшилось.
Однако в институте еще оста-
вались воспитанницы, помещенные
туда Женским патриотическим
обществом. Поэтому в рескрипте
Александры Федоровны оговари-
валось, что общество обязуется
выделять 25 тыс. руб. ассигнациями
на воспитание в институте 30 девиц
до 1829 года, после чего оставшиеся
воспитанницы считались пансио-
нерками общества с ежегодной пла-
той 800 руб. ассигнациями до их вы-
пуска10. После передачи института
в другое ведомство состоялось еще
два выпуска воспитанниц общества
в 1829 и 1832 годах.
Зная об ограниченности средств
этого учебного заведения, большин-
ство преподавателей работало в нем
безвозмездно: рисованию обучал
учитель Мариинского института
и Военно-сиротского дома Андрей
Пичман; арифметике и грамматике
- губернский секретарь Александр
Базилевский; танцам - танцеваль-
ный учитель Швабе с супругой,
музыке - музыкальный учитель
Кейзер11. Как видно из приведенно-
го списка, учителя Патриотического
института часто совмещали препо-
давание в этом учебном заведении
со службой в государственных
учреждениях.
Поскольку воспитанницами
училища являлись штаб- и обер-
офицерские дочери, программа их
обучения была довольно широкой.
В нее входили следующие предметы:
Закон Божий, русская словесность,
отечественная и всеобщая история,
французский язык и словесность,
немецкий язык, рисование, танцы,
инструментальная и духовная му-
зыка и пение, рукоделие12.
В училище принимали девочек
в возрасте от 10 до 12 лет. Девоч-
ки до 10 лет могли быть приняты
по усмотрению Совета общества
только в случае чрезвычайных
обстоятельств. Они должны были
оставаться в училище на три года
дольше положенного срока. Курс
обучения в училище был рассчитан
на восемь лет. Девочки принима-
лись как на частное, так и на казен-
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 47 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст