История
учреждении
50
возраста. Обучение в Доме трудо-
любия продолжалось шесть лет.
Программа обучения включала
следующие предметы: Закон Божий,
российская грамматика, арифмети-
ка, всеобщая география, история
Российского государства и всеобщая
история, церковное пение, немецкий
язык и рукоделие27. Сословный под-
ход отразился на уровне образования
в Доме трудолюбия, который был
ниже, чем в училище женских сирот.
Ученицы Дома трудолюбия,
как и ученицы училища, делились
на воспитанниц и пансионерок.
Средства на содержание Дома тру-
долюбия выделяла казна, благодаря
чему общество было освобождено от
трат. За обучение пансионерок пла-
тили родители или благотворители.
Здесь также существовали именные
места для воспитанниц. Например,
в Доме трудолюбия обучались две
воспитанницы «имени покойной
княгини П. П. Юсуповой»: дочь
титулярного советника Василия
Зименкова - Александра и дочь титу-
лярного советника Кирилла Ремизо-
ва - Надежда28. Первоначально плата
составляла 250 руб. ассигнациями в
год, а с 1818 года - 300 руб. ассигна-
циями в год29. С 1 января 1820 года
плату вновь повысили до 400 руб. На
протяжении многих лет начальницей
Дома трудолюбия оставалась Дарья
Мартьяновна Ребиндер30.
Крайне затруднительно просле-
дить судьбы воспитанниц. На приме-
ре одной из них видно, как непросто
складывались взаимоотношения вос-
питанниц с наставницами. Так, Евге-
ния Борденко, пансионерка, дочь
полковника и круглая сирота, чем-то
прогневив начальницу, вынуждена
была покинуть Дом трудолюбия и
искать место. Девушка не имела ни
знакомых, ни родственников и по
рекомендации одной из классных
дам нанялась в услужение к некоей
приезжей особе, как оказалось, «рас-
путного поведения». Воспитаннице
пришлось вернуться в Дом трудо-
любия, но начальница не разрешила
ей остаться там, хотя ей оставался
еще год до выпуска. Таким образом,
проучившаяся пять лет девушка
была просто выброшена на улицу31. К
сожалению, этот случай не является
исключением. Для воспитанниц, не
имевших богатых родственников
и покровителей, очень важно было
наладить отношения с классными
дамами и начальством заведения.
Почти все классные дамы Дома
трудолюбия окончили Смольный
институт, что свидетельствует о
высоком уровне образования педа-
гогов. В 1826 году в связи с 10-ле-
тием пребывания Дома трудолюбия
в ведении Женского патриотиче-
ского общества классным дамам
были пожалованы награждения:
Марье Лебедевой, прослужившей
в Доме трудолюбия с 1814 года, -
600 рублей, Марье Шавриной, про-
служившей с 1817 года, - 500 ру-
блей, девице Головиной, служившей
с 1822 года, - 500 рублей, Катерине
Исаковой и Ольге Ждановой - по
200 рублей ассигнациями32.
Из-за плохих жилищных усло-
вий в Доме трудолюбия, располагав-
шемся в ветхом здании, которое было
наводнено насекомыми, воспитан-
ницы часто болели33. После смерти
Елизаветы Алексеевны, когда Дому
трудолюбия досталась часть денег,
вырученная от продажи бриллиан-
тов императрицы, был куплен новый
дом (Васильевский остров, 13-я ли-
ния)34. В 1829 году Дом трудолюбия
был снят с попечения Женского па-
триотического общества, вероятно,
также по причине ограниченности
средств общества.
Много внимания Женское па-
триотическое общество уделяло
воспитанию девочек из беднейших
городских слоев. Для этой цели в
1817 году были учреждены патрио-
тические школы35. В них обучались
либо круглые сироты, либо девочки
из совсем бедных семейств. Они не
только получали образование, но и
пользовались многими удобствами,
которых были лишены в домашних
условиях. Однако для того, чтобы
не приучать их к образу жизни
более высоких сословий, из школ
удалялось всякое подобие роскоши.
Девочки обучались рукоделию под
руководством наставницы, которой
назначалось содержание в зависи-
мости от числа девочек, находив-
шихся под ее надзором.
В каждой школе было двадцать
приходящих воспитанниц и от
восьми до тринадцати пансионерок.
Приходящие воспитанницы получа-
ли в школе форменное платье, обувь
и пищу. Вечером они переодевались
в свое обычное платье и возвраща-
лись домой. Пансионерки жили в
школе постоянно и одевались за
счет зарабатываемых ими денег.
Они находились на попечении либо
членов императорской фамилии,
либо частных благотворителей. В
такую школу на обучение принима-
ли девочек от семи до четырнадцати
лет. Программа включала Закон
Божий, священную историю, чтение
и письмо, арифметику и домашнее
хозяйство с рукоделиями36.
Выпускницам школ выдавались
единовременные денежные пособия,
которые зависели от срока их пребы-
вания в школе и успехов в обучении.
Закончив полный курс, т. е. проучив-
шись семь лет, девушка получала
42 рубля 85 копеек серебром, после
пяти лет обучения - 21 руб. 43 коп., а
после трех лет обучения, при условии
достижения семнадцатилетнего воз-
раста, - 14 руб. 28 коп.37
Содержание каждой пансио-
нерки, включавшее в себя пищевой
рацион, одежду, канцелярские и
прочие расходы, составляло 6 руб.
ассигнациями в месяц, т. е. 72 руб.
ассигнациями в год. В среднем со-
держание приходящей воспитан-
ницы обходилось в 30 рублей в год,
что было значительно ниже, чем в
других учебных заведениях такого
же рода. Например, обучение в
Александринском сиротском доме
Ведомства императрицы Марии
обходилось в 242 руб. ассигнациями
в год, не считая стоимости жилья.
В женском училище при Воспита-
тельном доме, также состоявшем в
Ведомстве императрицы Марии, -
в 234 руб. ассигнациями, без стоимо-
сти квартиры. В Мариинском учи-
лище Ведомства императрицы Ма-
рии, где обучались приходящие, - в
80 руб. ассигнациями в год38. Деше-
визна обучения в заведениях Женско-
го патриотического общества объ-
ясняется тем, что многие педагоги
и наставники, как уже отмечалось,
работали безвозмездно.
В школах Женского патриоти-
ческого общества девочек преиму-
щественно обучали различным
рукоделиям: на теоретические заня-
тия уходило 12 часов в неделю, а на
рукоделия - 250 часов39. Ежегодно
наиболее способные выпускницы
школ держали экзамены на звание
учительниц и поступали в сельские
и городские школы. Другие же ис-
кали места в прачечном и поварском
деле40. В 1829 году в ведении Жен-
ского патриотического общества
остались только эти школы.
Для пополнения средств обще-
ства велась торговля рукодельными
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 49 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст