Прошлое и ^
будущее Мариинского
театра и
Теат ральной площади
(Предложение к проекту)
Ф. Я. Либинзон
стория
учреждений
52
Театральная площадь
В 1840 году в Петербурге появи-
лись два цирка деревянной кон-
струкции, один из которых напро-
тив Большого театра на Карусель-
ной (ныне Театральной) площади.
Место на Карусельной площади
оказалось очень удобным для раз-
мещения цирка, и вскоре решено
было временно невзрачное здание
заменить капитальной постройкой.
В январе 1849 года состоялось
открытие театра-цирка по проекту
архитектора А. К. Кавоса, однако
трудности и неудобства в эксплуа-
тации были учтены архитектором
A. К. Кавосом при восстановлении
его как музыкально-драматичес-
кого театра после пожара в январе
1859 года.
2
октября 1860 года театр был
вновь открыт, но выяснилось, что
не хватает подсобных помещений,
а деревянные конструкции техни-
чески устарели.
В 1883-1886 годы архитектор
B. А. Шретер провел перестройку
здания, пристроив новую архи-
тектурную декорацию к главному
зданию, закрыв прежний более сдер-
жанный фасад в духе неоренессанса
XIX века.
До строительства театра со сто-
роны Крюкова канала Карусельная
площадь была прямоугольной фор-
мы, что отвечало формированию в
последующем площади Искусств,
Сенной площади, площадей у Мо-
сковского вокзала и Мариинского
дворца1.
Возведение нового здания теа-
тра за Крюковым каналом создаст
в старой части города большую
площадь - которая называется
Театральной, где появится возмож-
ность устройства больших концерт-
ных мероприятий.
Здание нового театра за Крю-
ковым каналом желательно выпол-
нить в соответствии с обликом Дома
книги архитектора Сюзора с той же
качественной отделкой фасада, а
технологическую часть выполнить
в соответствии с нормативами для
театров и концертных залов, причем
фасад со стороны места, где был дво-
рец Первой Пятилетки, выполнить в
духе архитектора Кавоса с парадной
вставкой архитектора Шретера.
Такое предложение создает
широкие возможности организации
второй красивой площади Искусств
(Балета и Оперы).
Решение этой задачи создает
предпосылки для более качественно-
го оформления улиц с каждой сторо-
ны нового театрального здания.
Использование повторного ар-
хитектурного облика имеет место
в архитектуре Петербурга и других
городов и стран:
1. Балтийский вокзал в Санкт-
Петербурге (арх. А. И. Кракау) - это
прототип Парижского восточного
вокзала (арх. Ф. Дюкенэ).
2. Московский вокзал в Санкт-
Петербурге - повтор Ленинград-
Фасад на Театральную площадь
ского (Петербургского) вокзала в
Москве.
3.
Композиция Клодта - укро-
щение коня - тоже несколько раз
повторена в Италии и Германии.
Организация на новой теа-
тральной площади музыкальных
концертов и представлений дала
бы возможность убрать шумные
массовые мероприятия с Дворцо-
вой площади, тем самым защитив
Эрмитаж - «жемчужину» Санкт-
Петербурга и примыкающее к
площади пространство.
1
Пунин А. Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л.: Лениздат, 1990.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 51 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст