уш
а
П
етербурга
Церковь Петра и Павла.
Открытка из фондов РНБ
27
мая того же года над храмом
водрузили кресты15. И уже 17 июня
состоялось освящение церкви и
главного придела16. Чин освящения
церкви совершал епископ Нарв-
ский Никон совместно с ризничим
Александро-Невской лавры архи-
мандритом Гедеоном, протоиереем
отцом Философом (Орнатским),
настоятелем новой церкви отцом
Иоанном (Рождественским) и
архидиаконом Иоанном. Пел хор
певчих Александро-Невской лавры.
Освящение проходило при большом
стечении народа17. Был освящен
главный придел во имя апостолов
Петра и Павла, а боковой был освя-
щен 24 июня протоиереем отцом
Философом во имя Успения Пре-
святой Богородицы.
25
июня был образован новый
Лесновский приход, в который вош-
ли современные части города - весь
Лесной, Сосновка, Малая и Большая
Кушелевка, часть Гражданки и часть
Удельной, с парком и ипподромом
(в районе нынешней станции метро
«Пионерская»). Причт прихода
должен был состоять из священни-
ка, диакона и псаломщика. 22 июля
был избран церковный староста, им
стал член строительного комитета,
потомственный почетный гражда-
нин - А. И. Катаев18.
Вот как описывали новую церковь
«Ведомости Санкт-Петербургского
градоначальства» от 19 июня 1901
года: «Новая церковь построена вся
из дерева; рассчитана она вместимо-
стью на семьсот человек. Храм до-
вольно красив: верх его увенчан тремя
куполами. Снаружи он окрашен в
желтую краску под цвет дерева, а
внутри - белилами. Иконы, украшаю-
щие церковь, исполнены художником
Резцовым. Освещается церковь
двумя люстрами, из которых одна в
36 свечей, серебряная, пожертвована
господином Морозовым, а другая - в
26 свечей - бронзовая, пожертвована
господином Коряковым»19. Журнал
«Нива» от 30 июня 1901 года сооб-
щал: «Церковь не блещет богатством
своего убранства, она - деревянная,
но довольно обширна, - она может
вместить в себе до 1000 человек. Увен-
чанная двумя высокими главами, из
которых одна служит колокольней,
церковь по своей архитектуре пред-
ставляет смесь древнерусского стиля
с венецианским. Два ряда больших
окон пропускают в церковь массу
света, под яркими лучами которого
блещут образа, особенно очень красив
иконостас, и церковная утварь»20.
Строительство храма обошлось
в 20 000 рублей. Иконостас ис-
полнил резчик Максимов, роспись
храма и икон выполнил художник
А. Н. Резцов21. При храме было
образовано приходское братство,
которое занималось делами благо-
творительности и сбором средств
для постройки каменной церкви,
согласно решению строительного
комитета22. Планировалось постро-
ить рядом с храмом дом для причта
и церковно-приходской школы, но
это не было осуществлено, так как
министерство земледелия и госу-
дарственных имуществ не нашло
необходимым выделить для этого
специальный участок23.
В июне 1904 года с северной
стороны здания по проекту граж-
данского инженера А. В. Кенеля
была пристроена стеклянная веран-
да24. И в связи с тем, что деревянная
церковь отвечала всем требованиям
и была достаточна для Лесного,
то было принято решение пока не
строить каменный храм, и 17 ноября
1904 года строительный комитет
был упразднен25.
Местность Лесного к 1910-м
годам XX века стремительно раз-
расталась, увеличивалось и коли-
чество прихожан в церкви Петра и
Павла Лесновского прихода. Как
следствие - из-за увеличения числа
прихожан существующему причту
из трех человек, в то время настояте-
лем был протоиерей отец Владимир
(Георгиевский), диакон отец Влади-
мир (Вороновский) и псаломщик
отец Леонид (Михайловский), стало
трудно обслуживать такой многона-
селенный приход. К 1916 году эта
проблема стала очевидной - причт
не мог до конца справляться с по-
ставленными перед ним задачами.
Поэтому члены прихода решили
ходатайствовать об увеличении
количества лиц в составе причта,
другими словами - организовать в
церкви Петра и Павла второй причт,
который взял бы на себя часть обя-
зательств старого причта и облегчил
его работу.
В ноябре 1916 года собрание
членов прихода решило составить
прошение на имя митрополита
Петроградского и Ладожского Пи-
тирима, за подписью большинства
прихожан, с просьбой устроить
второй причт при храме. Вот вы-
держки из этого документа: «При
увеличении числа населения.
.. при-
чту из одного священника, диакона
и псаломщика справляться с испол-
нением всех духовных треб стало
непосильным. Один священник не в
состоянии исполнять своевременно
все церковные требы, например:
служение у прихожан на квартирах
молебнов и панихид, крещение мла-
денцев, исповедь больных. Усердие
этих служителей (существующий
причт. -
Авт.)
нельзя отрицать, но,
очевидно по недостатку времени
и переутомлению их, церковные
богослужения совершаются с не-
которым сокращением песнопений,
особенно при служении ранних
литургий в воскресные дни, эти
литургии, а также заказываемые
панихиды и молебны служатся с
55
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 54 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст