уш
а
П
етербурга
56
особенную поспешностью и сокра-
щением, и если ко всему этому до-
бавить слабый болезненный голос,
которым обладает отец Протоиерей,
и слабые голоса у диакона и псалом-
щика, то совершение церковных
богослужений при таких данных
не может благоприятно отражаться
на религиозном чувстве прихожан,
а потому многие прихожане стали
ходить в другие церкви или редко
посещают службы. Обо всем этом
мы поясняем не в смысле жалобы
на нынешний причт, а как необходи-
мость в учреждении второго причта
при Петро-Павловской приходской
церкви в помощь существующему.
Что же касается средств на
содержание второго причта, то уве-
личением состава причта и назначе-
нием лиц трудоспособных и рели-
гиозных, умеющих привлечь при-
хожан, церковные средства должны
увеличиться более, чем требуется
на содержание второго причта».
..26
После рассмотрения митрополит
Питирим направил это прошение
на рассмотрение благочинному
7-го округа (в котором находится
Лесновский приход) протоиерею
отцу Николаю (Дроздову).
Благочинный велел написать
отзывы от существующего причта,
прихожан и старосты. И 25 февра-
ля 1917 года отец Николай подал
рапорт митрополиту Питириму, в
котором указал на то, что часть при-
хожан во главе со старостой просто
жалуется на существующий причт.
Доказательств в необходимости ор-
ганизовать второй причт нет, кроме
того, в Лесном достаточно и других
церквей, которые могут посещать
жители местности27. Об этом и было
сказано членам прихода и, соответ-
ственно, отказано в их просьбе.
Но прихожане на этом не успо-
коились, и по указанию Петро-
градской духовной консистории
14 марта того же года состоялось
собрание членов прихода, на кото-
ром они составили новое прошение
на имя временно управлявшего
Петроградской епархией епископа
Гдовского Вениамина (как извест-
но, митрополит Питирим был аре-
стован в первые дни Февральской
революции и 6 марта отстранен от
руководства епархией). В новом
прошении прихожане предложили
назначить на должность второго
священника отца Стефана (Чер-
няева), который являлся священ-
ником Спасо-Бочаринской церкви.
Епископ Вениамин отправил про-
шение на рассмотрение в Духовную
консисторию28. 9 апреля 1917 года
состоялось еще одно собрание, пред-
седателем которого был протоиерей
отец Михаил (Троицкий), настоя-
тель церкви при Политехническом
институте (церковь Покрова Пре-
святой Богородицы, ныне действую-
щая, Политехническая ул., 29), на
этом собрании окончательно было
решено устроить второй причт29.
22 апреля 1917 года от членов
прихода было подано новое про-
шение о скорейшем утверждении
священным Синодом причта из двух
лиц: священника - отца Стефана и
псаломщика - диакона Холмско-
го женского монастыря (бывшее
подворье этого монастыря, из-за
Первой мировой войны монастырь,
находившийся ранее в Польше, пе-
реехал в свое подворье в Петербурге,
монастырь закрыт в 1930 году, пре-
вращен в приход, который закрыли в
1939 году, перед войной деревянное
здание бывшего монастыря сгорело;
Дрезденская ул., на месте дома 6)
отца Александра (Тихомирова),
который был известен всем прихо-
жанам Лесного30. Но благочинный
округа отец Николай выражал недо-
вольство по поводу учреждения вто-
рого причта и подал в Консисторию
соответствующий рапорт31. Дело
еще раз пересмотрели32, и 13 июня
того же года был направлен доклад
архиепископу Петроградскому и
Ладожскому Вениамину (избран
архиепископом 24 мая), в котором
консистория считала возможным
утвердить второй причт из двух
священников. Причт был утвержден
к концу лета 1917 года33.
С укреплением советской вла-
сти и усилением давления на цер-
ковь со стороны властей, и как
следствие - снижение количества
прихожан, необходимость во втором
причте отпала. В связи со смертью
настоятеля протоиерея отца Вла-
димира в 1921 году его место занял
второй священник прихода отец
Стефан.
С 1923 год церковь относилась к
Патриаршей церкви34. В 1920-е годы
в церковь Петра и Павла было пере-
дано имущество из закрытой церкви
Лесного института (ныне в помеще-
нии бывшей церкви - зал заседаний
Ученого совета Лесотехнической
академии; Институтский пер., 5)35.
Настоятелями в церкви после отца
Иоанна (Рождественского) были:
с 1921 по 1927 год - отец Стефан
(Черняев), с 1927 по 1932 год - отец
Евгений (Соколов), а с 1932 по 1935
год - опять отец Стефан. В июне
1929 года в церковь был передан
образ Спаса Нерукотворного из
Исаакиевского собора. 12 июля 1933
года в церкви литургию служил ми-
трополит Ленинградский Серафим
и 17 июля 1934 года - митрополит
Алексий36.
В декабре 1929 года появилось
предложение передать церковь под
библиотеку им. Серафимовича, но
этот замысел не был осуществлен37.
В декабре 1932 года в храм были
переданы иконы и кресты из закры-
той церкви Преображения Господня
при Доме милосердия. В октябре
1933 года колокола церкви Петра
и Павла были сданы в Госфонд. В
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 55 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст