Б локада
Ленинграда
ные полотна и открытки-плакаты,
открытки с текстами и без, тексты,
в свою очередь, бывали то инфор-
мационные, то публицистические,
то в прозе, то в стихах. Некоторые
открытки яркие и красочные, другие
выполнены в приглушенных тонах,
столь характерных для осенних и
зимних месяцев ленинградской
блокады. И, что особенно хотелось
бы подчеркнуть, многие из них но-
сили и продолжают носить строго
документальный характер. Порою
настолько точно они передают кон-
кретные приметы жизни блокадного
города, что в наше время могут слу-
жить достоверным источником для
историков и музейных работников.
Все это, конечно, очень инте-
ресно, но самое главное - все-таки
содержание открыток. О чем же
сообщали современникам и про-
должают сообщать нам, детям,
внукам и правнукам защитников
Ленинграда, эти открытки? Прежде
всего, о почте, о письмах, о письмен-
ном общении людей начала 1940-х
годов. Вот, к примеру, открытка
П. А. Шиллинговского 1943 года,
так и названная - «Письмо до-
мой». «Письмо на фронт» (1943 г.)
Н. Н. Петровой, несколько откры-
ток, сердечных, но довольно наи-
вных, изображают детей, пишущих
письма на фронт. Почти все они
1943 года, но есть и более поздние.
Скажем, в 1945 году художница
К. А. Клементьева нарисовала
девочку, которая пишет письмо на
фронт. Под рисунком ярко читается
стихотворный призыв:
«Всех фашистов перебей
и домой вернись скорей!»
Особая и наиболее почетная
тема, получившая продолжение и
развитие в годы Великой Отече-
ственной войны, - преемствен-
ность воинских подвигов в истории
Отечества: вот величественный
защитник Земли Русской князь
Александр Невский, а на другой
открытке (В. А. Серова) восходит,
словно утреннее солнце, герб Со-
ветского Союза.
Среди серийных открыток выде-
ляется серия, посвященная воинам-
героям СССР, военным морякам, а
также партизанам Ленинградской
области. Некоторые почтовые кар-
точки представляют собой рисунки
с натуры. Например, замечательный
рисунок живописца Ю. М. Неприн-
цева «Снайпер Антонов».
Немало открыток, изображаю-
щих блокадные городские пейзажи,
в том числе набережные Невы,
Стрелку Васильевского острова,
боевые эпизоды (минометчики на
боевой позиции, поединок нашего
бойца с вражеским танком). Не-
сколько открыток показывают звер-
ства фашистов на оккупированной
территории. Сатира по отношению
к врагу едкая и беспощадная: наш
боец конвоирует с винтовкой на-
перевес плененного, трясущегося
от холода и страха вражеского
солдата.
Нельзя не сказать и об открытках,
в которых породнились такие раз-
личные по своей сути виды искусств,
как графика и песенное творчество,
то есть это открытки с песенными
текстами. Вот названия этих песен:
«Дружинница», «Песня гнева» и
«Город-крепость». Справедливо-
сти ради надо сказать, что именно
эти песни свое время не пережили,
в то время как песенный шедевр
поэта А. Чуркина и композитора
В. Соловьева-Седого «Вечер на рей-
де» звучит на концертах до сих пор!
Торжественно-строгий мемори-
альный зал при въезде в наш город
с юга. Места былых решающих сра-
жений у стен Ленинграда. То и дело
включается незримый метроном,
один из символов блокадного горо-
да. А на киноэкране периодически
повторяются ставшие уже легендар-
ными документальные кадры 900
блокадных дней. И выставленные
для показа 270 открыток блокадных
лет дополняют и углубляют для
нас бесконечно широкую тему той
тяжкой истории.
65
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 64 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 66 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст