J 9±\
ногонациональный
П
етербург
6 8
«Новое время» (13742)
«Мусульманский съезд
...Обстоятельный доклад сде-
лал член Государственой Думы
Джафаров “Исторический обзор
мероприятий правительства для
урегулирования духовных дел м у-
сульман на Кавказе”. Он подробно
очертил деятельность ген. Ермоло-
ва, гр. Паскевича-Эреванского, бар.
Розена, ген. Головина, кн. Воронцова,
из которых почти каждый выра-
ботал свой собственный проект о
мусульманах. В заключении доклада
М. И. Джафаров высказывает мне-
ние, что духовная жизнь народа есть
интимная его жизнь и как таковая
не подлежит вмешательству вла-
стей
...
Исторический пример: рели-
гиозные движения в Дагестане под
названием “мюридизм” вследствие
неумелы х действий покорителя
Кавказа ген. Ермолова. Доклад вы-
звал рукоплескания».
Газета «Каспий» (№ 139)
«С мусульманского съезда». За-
седание 16 июня.
«Из неожиданной речи А. Ахт я-
мова (отца) об отношении прави-
тельства к мусульманам. Оратор
приводит историческую справку,
Редколлегия
от носящ ую ся к возникновению
духовных учреждений мусульман.
Первое учреждение - это оренбург-
ское духовное собрание, в 1788 г.
учрежденное по указу Екатерины
Великой. В руках правительства не
было материалов для создания типа
мусульманских духовных учрежде-
ний. У мусульман были лишь муллы со
времен Ивана Грозного. Записка ко-
миссии, организованной после поко-
рения Крыма, послужила основанием
для организации Екатериной Вели-
кой. Однако уставы не были приве-
дены к исполнению до 1830 г., когда
появилось, наконец, “Положение об
учреждении Оренбургского духов-
ного собрания”, институт муфтиев
был взят из Крыма. Нужны ли были
для мусульман эти учреждения,
правительство у нас не спрашива-
ло.
... Тут же А. Ахтямов удивляется
деятельности Межведомственного
совещания, созванного в апреле, что
оно сделало? Неизвестно. Держат
почему-то в тайне. Отношение
правит ельст ва к м усульм анам
должно измениться
...
Мы хотим,
чтобы перестали смотреть на нас
с подозрением, руководствуясь ука-
заниями миссионеров. Панисламизм,
как тюркизм и сепаратизм - это
плод больного воображения. Нужно,
чтобы правительство смотрело
на нас, как на истинных граждан.
(Аплодисменты)».
«Характерен следующий эпи-
зод, - писал Тарановский далее, - в
заседании 19 июня, при обсуждении
частного вопроса, допускает ли Ша-
риат участие светских лиц в колле-
гиальных духовных установлениях,
упомянутый Бигеев выступил с до-
вольно пространною речью по этому
предмету со ссылками на Коран, Ха-
дисы и Шариат. По окончании речи
г. Бигеев обратился к представителю
ведомства с просьбой, разрешить
ему сделать перевод по окончании
заседания, в целях экономии време-
ни, на что представитель ведомства
изъявил свое согласие. Тем не менее
слова г. Бигеева были немедленно
переведены на русский язык, по
единодушному требованию самих
участников съезда»15.
Из краткого обзора прессы:
«Петербургский курьер»
«М усульманский съезд. Засе-
дание 19 июня. .
..Большие прения
вызвал пункт о допущении светских
лиц присутствовать в духовных
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 67 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 69 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст