м
ногонациональный
П
етербург
учреждениях. Против этого возра-
жали некоторые консервативные
муллы, однако вопрос, все-таки,
прошел, благодаря толковым и ком-
петентным объяснениям известного
либерального философа и богослова
муллы Бигеева»16.
«К познанию России»
от 19 июня
«Почему тайна? Допустим, что
у съехавшихся мусульман дурные
опасные для России намерения - се-
паратистские, конечно, какие другие
намерения могут быть у инородцев
и иноверцев? Но почему же в эти
опасные замыслы должно быть по-
священо только министерство, а
не вся страна? Что знает русское
общество о живущих рядом с ним, в
среде его мусульманах?.
.. Из-за запер-
тых наглухо дверей к нам долетают
только отдельные слова; только по
намекам узнаем мы, что делается на
съезде. Великий русский учитель звал
к “познанию России”. Иди, узнай ее,
когда будочник может любую часть
запереть и дверь припечатать»17.
«Колокол»
2440
«Вчера 20 июня по случаю м у-
сульманского праздника (пятница)18
заседаний съезда не было, свобод-
ное время члены съезда посвятили
осмотру Зимнего Дворца, новой
мечети на Троицкой и Публичной
библиотеки».
Эта газетная заметка сейчас тре-
бует пояснения: часть коллекций Эр-
митажа в те годы была доступна для
всеобщего обозрения; в здании мече-
ти, освященной в дни празднования
300-летия династии Романовых, еще
продолжались внутренние отделоч-
ные работы. Публичная библиотека
стала местом своеобразного палом-
ничества, так как после принятия
вассальской зависимости Бухарским
эмиратом, Кокандским и Хивинским
ханствами, в 1869 году в столицу
империи доставили из Самарканда
мусульманскую святыню - Коран
Османа19. Наиболее просвещенная
часть петербургских мусульман для
поклонения своей святыне посещала
Публичную библиотеку, в которой
Коран Османа был выставлен под
стеклом в отдельной витрине для
всеобщего обозрения.
«Каспий» (№ 145)
С мусульманского съезда.
Заседание 23 июня.
«. о приходском духовенстве -
перечень обязанностей и система
выборов. По постановлению комис-
сии муллы или имамы избираются
на 8 лет прихожанами. М. Бигеев
говорит, что в Шариате нет ника-
ких указаний на временность или
бессрочность, Шариат лишь пред-
писывает считаться с личными
качествами духовного служителя,
оратор так же стоит за бессроч-
ность. М. Бигеев говорит, что по
Шариату жалование не полагается,
а полагается лишь «довольствие»,
исходя из буквы настоящего положе-
ния, где приход составляют 30-40
человек будет трудно дать муллам
такое содержание. (Предлагают
муллам в городах не менее 600 руб.,
а в деревнях - 400 руб. из средств
прихода).
Заседание 24 июня.
В статье, где говорится, между
прочем, о вакуфах20, не противных
Шариату. Спрашивают: Какие же
вакуфы противные Шариату?
- Например, питейные заведе-
ния, - отвечает мулла М. Бигеев.
- Что же тогда нужно отка-
заться от них?
- Разумеется.
М. Бигеев против этого: нужно
их принять, но обратить на другие
цели»21.
«Голос Руси»
Русский национализм и мусуль-
мане
«М усульманское население в
широких своих массах самое вер-
ноподданное. М усульмане-герои
запечатлели своею кровью любовь
к Великому Государю. Вспомните
доблестный Дагестанский полк в
минувш ую японскую кампанию.
Вспомните верного до последнего из-
дыхания своей присяге генерала Али-
ханова, растерзанного кавказскими
социал-разбойниками. Вспомните
Султан Крым Гирея. Наконец, бли-
жайшую к священной особе Государя
воинскую часть - Собственный Его
Величества конвой, состоит из низ-
ших чинов мусульман»22.
«Газета Копейка» от 24 июня 23
Мусульманский съезд
«Настроение на съезде царит
довольно унылое, подтверждаются
опасения, что в предоставленный
ему короткий срок съезд не успеет
обстоятельно разработать все про-
граммные вопросы, Председатель
съезда, член Г. Думы Тевкелев обра-
тился сегодня к директору депар-
тамента духовных дел с просьбой
о продлении съезда еще на три дня,
но надежд на удовлетворение этого
ходатайства мало».
Действительно, из департамен-
та полиции директору департамента
духовных дел уже препроводили
копию сообщения Казанского гу-
бернатора, который писал, что
по имеющимся у него сведениям,
помимо официальных заседаний
мусульманского съезда, бывали еще
и частные, поэтому «.
..не усматривая
достаточных оснований к измене-
нию условий, на коих последовало
разрешение означенного съезда»,
Тевкелеву было отказано24.
«Закончился съезд совершени-
ем положенного у мусульман молит-
вословия и возношения молитвы за
Государя Императора, Государынь
Императриц, наследника Цесареви-
ча и Царственного Дома», - написал
Г. Н. Тарановский25.
В газете «Баку» (№ 155) в замет-
ке «О мусульманском съезде» (бесе-
да с депутатом М. Ю. Джафаровым)
говорилось: «.к сожалению, у нас
не было стенографистов, которые
могли бы точно зафиксировать всю
работу съезда. Однако избранный
на съезде секретарем, известный
ученый и богослов М. Бигеев, выпу-
стит в ближайшее время конспекты
трудов съезда»26.
В Петербурге вторым мусуль-
манским издательством «Аманат»
(М.-А. Максутова) (Басков пер.,
34) был отпечатан тираж «Проекта
положения об управлении духовны-
ми делами мусульман Российской
империи» на русском языке27. На
первой странице того издания при-
веден поименный список делегатов
съезда, с указанием мест их посто-
янного проживания. Из Москвы,
Уфы, Казани, Оренбурга, Грозного,
Белебея, Стерлибаша, Каргалы,
Троицка, Симбирска, Самары, Ир-
кутска, Крыма, Баку, Тифлиса,
Елизаветполя, Уральской области,
Ташкента, Сыр-Дарьинской обла-
сти, Туркестана, Павлодара съеха-
лись представители мусульманских
народов.
Съездом были вынесены резо-
люции по следующим вопросам:
1.
Об организации новых Ду-
ховных правлений в Туркестане и
на Северном Кавказе.
6 9
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 68 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 70 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст