J 9±\
ногонациональный
П
етербург
2. О присоединении киргизских
областей - Тургайской, Акмолин-
ской, Уральской и Семипалатинской
в отношении управления духовны-
ми делами к ведомству Оренбург-
ского Духовного правления.
3. О скорейшем разрешении от-
крытия в местностях с мусульман-
ским населением медресе, духовных
семинарий по программам, утверж-
денным Духовными правлениями,
и для подготовления учительских
мусульманских училищ открыть
или отделения в этих духовных се-
минариях, или же особые мужские и
женские учительские школы.
4. О прекращении преследо-
вания на местах преподавателей
мусульманских духовных училищ
(муалилимов, мударрисов)28, об от-
мене ограничений, существующих в
отношении мектебов.
5. О допущении к преподаванию
в духовных училищах - мектеб
и медресе - мусульман из числа
русскоподданных, получивших об-
разование за границей.
6. О скорейшем урегулировании
в Закавказье вопроса о выдаче свиде-
тельств о событиях рождения, брака
и смерти лиц, не занесенных почему-
либо в Метрические книги.
7. О предоставлении земельных
надельных участков в пользу мече-
тей киргизских областей там, где
киргизы оседают, по примеру церк-
вей переселенцев, а также о предо-
ставлении башкирам вотчинникам
всех губерний отчуждать возмездно
и безвозмездно в пользу мечетей,
мектебов и медресе свободные от
душевных налогов земли.
8. О разъяснении всем долж-
ностным лицам и присутственным
местам Кавказа о праве мусульман
находиться во всех присутственных
местах в головном уборе.
9. О невозможности для му-
сульман принятия каких-либо из-
менений в порядке и способах убоя
скота, ввиду внесенного в Государ-
ственную думу законодательного
предположения по этому вопросу.
10. О предоставлении мусуль-
манскому населению Туркестана и
Киргизских областей избирательно-
го права, которое дало возможность
иметь своих представителей в зако-
нодательных учреждениях.
Съезд утвердил разработанные
проекты: штата мусульманских
духовных учреждений, закона об
организации мусульманского при-
хода и многое-многое другое. В
документах отмечено, что о всех
мусульманских праздниках Духов-
ные правления должны сообщать в
правительственные места и учебные
заведения для освобождения му-
сульман - служащих и учащихся
от занятий, и далее были названы
18 праздничных дней.
Судьба человека - гражданина
неотделима от государства, в кото-
ром он живет. Делегаты съезда не
могли предполагать, что 28 июня
1914 года в Сараеве террорист
Гаврила Принцип застрелит наслед-
ника австро-венгерского престола
эрцгерцога Франца Фердинанда.
В ответ Австро-Венгрия объявит
войну Сербии. Россия встанет на
сторону сербов и начнет всеобщую
мобилизацию. Это вызовет про-
тест Германии, которая 1 августа
объявит войну России, а 3 августа -
Франции. 4 августа Англия объявит
войну Германии. В итоге началась
страшная кровопролитная Первая
мировая война.
На волне патриотизма Петер-
бург был переименован в Петроград,
а Немецкий переулок, названный по
немецкой колонии, стали называть
Русской улицей29. Актуальными
стали другие вопросы.
25 ноября 1914 года мусульмане
добились разрешения на созыв в
Петрограде съезда представите-
лей мусульман для обсуждения
вопросов, связанных с созданием
общемусульманской организации
оказания помощи раненым воинам
на самом театре военных действий.
С этим вопросом в МВД обрати-
лись председатель Комитета по
постройке мечети генерал-майор
А-А. Давлетшин и председатели
Петроградских мусульманских
обществ по распространению про-
свещения - А. М. Сыртланова и
благотворительного - З. Ш. Ша-
миль. Полный отчет о работе съезда,
проходившего с 6 по 10 декабря, на
татарском и русском языках был
опубликован в газете мусульман-
ской фракции Государственной
думы «Миллят» («Нация»).
Только три года спустя россий-
ские мусульмане смогли вернуть-
ся к обсуждавшимся IV съездом
вопросам. После Февральской
революции, которую мусульман-
ская интеллигенция приняла с
воодушевлением, в мае 1917 года
на Первый Всероссийский съезд
мусульман обновленной России для
решения давно назревших вопросов
в Москву съехались 900 предста-
вителей мусульманских народов
разных регионов страны.
7 0
1
Первый (1905 г.) и третий (1906 г.) съезды состоялись в Н. Новгороде во время Нижегородской ярмарки; К 100-летию второго
съезда Всероссийского союза мусульман в Петербурге / / История Петербурга. 2006. № 5 (33). С. 46.
2
Ахун (перс. ахунд - наставник) - старший духовный сан у мусульман; Казый (тюрк.-перс.), кадий (араб.) - религиозный судья,
знаток шариата / / Ислам на Нижегородчине. Энциклопедический словарь. Н. Новгород, 2007.
3 Тевкелев Кутлуг-Мухаммед Батыргиреевич (1850 - после 1917) - общественный деятель, депутат 1 - ^ Гос. дум. Дворянин-
землевладелец, чингисид. Окончил Пажеский корпус, служил в гвардии, где получил звание полковника. В отставке в 1886-1889 гг. и в
1894-1897 гг. был уездным предводителем дворянства Белебеевского уезда, гласным Уфимского губернского собрания, чл. Уфимского
губернского отделения Дворянского банка, почетным мировым судьей. Он был единственным из мусульман-депутатов всех четырех
созывов Гос. дум, во П - ^ - председателем мус. фракции, чл. комиссий по рабочему законодательству, продовольственной, переселенче-
ской, местного самоуправления, гимназиям и подготовительным училищам, военным и морским делам / / Ислам на Нижегородчине.
4 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525.
5 РГИА Ф. 821 Оп. 133. Д. 525. Л. 42
6 Умма - религиозная община. Значение термина складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда / / Ислам.
Энциклопедический словарь. М., 1991.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 69 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 71 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст