ногонациональный
П
етербург
7 Топчибашев Али-Мардан бек Алекпер оглы (1862/1865-1934). Родился в Тифлисе. Окончил юридический факультет Петер-
бургского университета (1888 г.). Публицист, редактор газет «Каспий», «Баку», «Хаят» («Жизнь»), присяжный поверенный, гласный
Бакинской городской думы / / Ислам на Нижегородчине.
..
8 Максудов Садриддин (1878-1957) - общественный деятель. Родился в семье имама. Обучался в медресе Казани, Бахчисарая, в
Казанской учительской школе. В 1902-1906 гг. получал образование на юридическом факультете Сорбонны. В 1907-1912 гг. секретарь
мусульманской фракции Гос. думы / / Указ. соч.
9 Фахретдинов Ризаэтдин (1859-1936) - общественный деятель, педагог, историк, журналист, писатель, казый (судья) ОМДС с
1891 г., муфтий ЦДУМ (1921-1936 гг.) / / Указ. соч.
10 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525. Л. 75.
11 Фатиха - «Открывающая (книгу)» - название первой суры Корана, текст которой широко используется в качестве молитвенного.
При чтении Ф. в конце часто добавляют слово амин («верно», аминь) / / Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.
12 Сура 1: Открывающая книгу
Во имя Господа. Чье сердце милосердно,
Чьей милости хотим, о ней прося усердно!
Хвала Ему, Властителю миров, над бытием простершему покров,
Тому, Чье к тварям сердце милосердно,
Чьей милости хотим, о ней прося усердно!
Владыке дня Последнего Суда
Хвала во век и преданность всегда!
Служа Тебе, к Тебе взывая в страхе:
«Нам помоги!» - простерты мы во прахе.
Веди нас, Боже, праведным путем,
Дорогой тех, кто одарен Тобою,
Не тех, Твой гнев над чьею встал судьбою,
Не тех, кто бродит в сумраке густом / / Шумовский Т. А. Коран. Поэтический перевод. СПб., 2000.
Медресе (араб. «изучать») - среднее и высшее профессиональное религиозное учебное заведение для подготовки мусульманского
духовенства; мектебе (араб. «место, где пишут») - с VII в. начальная мусульманская школа, ставившая своей целью обучение началам
арабской письменности, исламского вероучения и нормам шариата. Мектебе и медресе существовали за счет средств населения / /
Ислам на Нижегородчине. Энциклопедический словарь. Н. Новгород, 2007.
13 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525. Л. 75.
14 РГИА. Там же. Л. 246; газета издавалась в Баку.
15 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525.
16 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525. Л. 97.
17 Там же Л. 93.
18 Джума («день собрания») - пятница, праздничный день у мусульман, день теоретически обязательного сбора совершеннолетних,
здоровых, свободных мусульман в мечети для полуденной пятничной молитвы и слушания проповеди (хутбы). Возникновение особого
дня собраний у мусульман следует относить к мединскому периоду жизни пророка Мухаммеда. В Медине, частично населенной иудея-
ми, пятница - канун праздничного дня иудеев - субботы, - была традиционно базарным днем. Проведение молитвенных собраний в
пятницу позволяло большинству мусульман присутствовать на них, сочетая свои торговые интересы и религиозные обязанности. Кроме
того, это способствовало пропаганде ислама, т. к. значительно расширяло аудиторию, к которой обращался Пророк. Несмотря на то, что
полдень - самое жаркое время дня, эти часы были выбраны для молитвы, т.к. именно тогда заканчивалась торговля. Особенности возникновения
Дж. обусловили тот факт, что пятница является праздничным, но не обязательно нерабочим днем у мусульман / / Ислам. Энциклопе-
дический словарь М., 1991.
19 Коран Османа - по преданию рукопись принадлежала халифу Осману (ок. 575-656) - третьему праведному халифу. Омар
б. Аффан - богатый мекканский купец, один из первых последователей Мухаммеда. В 644 г. был избран мусульманами халифом
(644-656), т. е. главой общины, замещающим посланника Аллаха. По инициативе Османа был составлен сводный текст Корана,
признанный каноническим. Список был переписан в четырех экземплярах. По преданию халиф был убит во дворце за чтением соб-
ственноручно переписанного Корана. Обагренный его кровью Коран на протяжении веков хранился в Стамбуле, затем в Самарканде,
в специально построенной для него мечети. Смерть халифа Османа вызвала многолетнюю гражданскую войну в Халифате / / Ислам.
Энциклопедический словарь. М., 1991.
20 «Вакф, вакуф (араб., буквально - удержание) - движимое и недвижимое неотчуждаемое имущество у мусульман, передаваемое
или завещанное на религиозные или благотворительные цели. Разрешается в вакф обращать только безусловную собственность дари-
теля, приносящую пользу (доход), за исключением продуктов питания, одежды, денег. Например, учредитель вакфа, за счет которого
содержится мечеть». - Альмушев Х. «Хадж-наме. Книга о хадже» Н. Новгород, 2006. С. 64.
21 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525. Л. 266.
22 РГИА. Там же. Л. 245.
23 РГИА. Там же. Л. 210.
24 РГИА. Ф. 821. Оп. 133. Д. 525.
25 РГИА. Там же.
26 РГИА. Там же. Л. 269.
27 Экземпляр этого издания находился в личной библиотеке акад. И. Ю. Крачковского, которая была передана после его кончины
в фонды Публичной библиотеки.
28 Му(г)аллим (араб. «учитель», «обучающий») - преподаватель светской национальной школы; мударрис (араб. «преподаватель»,
«ученый», «педагог») - преподаватель, обычно ректор медресе. М. обычно проходил полный курс обучения в одном или ряде медресе
общим сроком не менее 14 лет / / Ислам на Нижегородчине. Энциклопедический словарь. Н. Новгород, 2007.
29 Топонимическая энциклопедия Санкт-Петербурга. СПб., 2002.
7 1
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 70 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 72 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст