Служилый
П
етербург
8 8
ском институте, а совершенствовали
навыки за рубежом.
С июля 1914 года институт
стал носить новое наименование
Петроградский политехнический
институт имени Петра Великого.
До сентября 1914 года офицер-
ские курсы окончило 210 человек6, а
до 1917 года - около 600 офицеров, а
также почти 600 гражданских возду-
хоплавателей, подготовленных парал-
лельно на том же кораблестроитель-
ном отделении7. Офицерские курсы
выпустили множество одаренных
летчиков. Выпускником 1916 года
был Н. Н. Поликарпов - будущий
выдающийся авиаконструктор.
На офицерских курсах осущест-
влялась подготовка специалистов
и для морской авиации. С начала
1917 года курсы стали именовать-
ся «Офицерские курсы авиации и
гидроавиации». По их окончании
195 юнкеров флота получили сви-
детельства по летной специальности
«охотники* флота»8.
Все расходы на обучение на офи-
церских курсах с 1911 по 1916 годы
нес отдел воздушного флота военного
министерства России, а с лета 1916
года по август 1917 года - управление
Военно-воздушного флота и управле-
ние морской авиации9.
С началом Первой мировой
войны каждый четвертый выпускник
института оказался призванным в ар-
мию или на флот. Назначение студен-
тов кораблестроительного отделения
и их руководителей на военные суда
осуществлялось по соглашению с
морским министерством10.
Второй этап (конец 1917-1925)
- это этап, когда органы советской
власти вырабатывали политику
организации высшего образования
в стране, определяли место военной
подготовки в системе формирова-
ния инженерных кадров.
Октябрьская революция корен-
ным образом изменила жизнь По-
литехнического института, однако
подготовка военных специалистов
оставалась злободневной: прибли-
жалась Гражданская война.
С июня 1918 года институт
носит наименование Первый Пе-
троградский политехнический
институт.
На территориях, где существо-
вала советская власть, все взрослое
мужское население было обязано
заниматься военной подготовкой.
На основании этого с сентября
1918 года в Политехническом ин-
ституте было введено общее военное
обучение всех граждан в возрасте
18-40 лет11. В зависимости от об-
становки на фронтах общее военное
обучение то приостанавливалось, то
возобновлялось.
По окончании Гражданской во-
йны военная подготовка студентов
продолжалась в форме допризыв-
ной подготовки по территориально-
производственному принципу, т. е.
на территории воинских частей,
дислоцировавшихся в городе.
С января 1923 года институт
стал называться Петроградский
политехнический институт имени
М. И. Калинина.
На базе Политехнического
института удалось сохранить подго-
товку авиаспециалистов. К январю
1924 года в институте проходили
обучение студенты по пятнадцати
дисциплинам, имеющим непосред-
ственное отношение к авиационным
специальностям12. С мая 1924 года
началась подготовка специалистов
высшей технической квалифика-
ции для Военно-воздушного флота
СССР.
В апреле 1925 года учебное управ-
ление штаба Рабоче-крестьянской
Красной армии и флота постано-
вило включить Ленинградский по-
литехнический институт в список
«военизируемых» вузов с целью под-
готовки военных инженеров запаса.
Планировалось «военизировать» ме-
ханический и физико-механический
факультеты13.
Третий этап (1926-1941) - это
этап зарождения и становления регу-
лярной военной подготовки в вузе.
20 августа 1926 года Всероссий-
ский Центральный исполнительный
комитет и Совет Народных Комис-
саров приняли «Постановление о
порядке высшей военной допризыв-
ной подготовки и действительной
военной службы в РККА граждан,
обучающихся в вузах и техникумах
и окончивших их». Согласно тому
постановлению в августе того же
года в Ленинградском политехниче-
ском институте была организована
обязательная высшая допризывная
военная подготовка студентов14.
Учебные занятия по высшей до-
призывной военной подготовке
начались с октября 1926 года.
Высшая военная допризыв-
ная подготовка имела целью обу-
чить студентов и студенток для
замещения должностей среднего
начальствующего состава всех ро-
дов войск и специальностей, а также
пополнить оборонные предприятия
квалифицированными работника-
ми. Военная подготовка состояла
из теоретического курса военного
дела, изучаемого в зимний период
в течение четырех учебных курсов,
и из двухмесячной летней практики
в период специальных лагерных
сборов.
Теоретическая подготовка со-
ставляла 180 часов и включала в
себя тактику, топографию, военную
администрацию, уставы Красной
армии, материальную часть оружия,
а также специальные дисциплины,
учитывавшие профиль подготовки
вуза. На первом, втором и третьем
курсах обучаемые занимались воен-
ной подготовкой по 52 часа ежегод-
но, а на четвертом курсе - 24 часа.
Основными методами преподавания
были лекции, беседы, лабораторные
работы, практические занятия15.
За время военной подготовки
обучаемые должны были пройти
летние двухмесячные сборы в во-
енных лагерях при тех воинских
частях, которые соответствовали
профилю полученной военной
специальности. Цель проведения
сборов состояла в том, чтобы при-
вить обучаемым практические на-
выки владения оружием и боевой
техникой в объеме, соответствовав-
шем уровню подготовки обычного
красноармейца.
Для руководства организацией
и проведением учебных занятий по
высшей допризывной военной под-
готовке во все вузы страны были
назначены кадровые военнослужа-
щие из числа опытных командиров
и начальников РККА.
В 1926-1928 годах осущест-
влялся переход на новые принципы
организации военной подготовки.
Введение курса высшей допризыв-
ной военной подготовки повлекло к
увеличению срока обучения в вузе
до четырех-пяти лет. Военная под-
готовка стала обязательной дисци-
плиной для всех обучаемых в вузе.
Учебные занятия по военной под-
готовке пропускать запрещалось.
* «Охотниками» тогда назывались пилоты. -
Ред.
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 87 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 89 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст