Служилый
П
етербург
Студенты, не сдавшие зачеты по
военной подготовке, на следующий
курс не переводились. От учебных
занятий по военной подготовке
освобождались только студенты с
тяжелыми заболеваниями, снятые
с воинского учета; обучаемые, имев-
шие воинские звания среднего, стар-
шего и высшего командного состава
РККА, а также иностранцы.
Военная подготовка была ор-
ганизована и проводилась с учетом
программ обучения на факультетах
института. Например, на электро-
механическом и экономическом
факультетах занятия проходили с
общевоенной ориентацией. Так, в
соответствии с программой под-
готовки 72 часа отводилось на
тактику, 34 часа - стрелковое дело
и материальную часть оружия,
16 часов - военная администрация
и уставы РККА, 14 часов - во-
енная топография, 14 часов - во-
енное инженерное дело, 10 часов
- химическое дело, 8 часов - во-
енная связь, 6 часов - артиллерия,
4 часа - политическая подготовка,
2 часа - военно-санитарная подго-
товка. Учебная нагрузка по курсам
распределялась равномерно, но ее
планирование велось с ошибками
в распределении учебных часов по
семестрам обучения16.
В те годы руководство военной
подготовкой осуществлялось Нар-
коматом просвещения РСФСР,
четвертым отделом управления ву-
зов, Главным управлением РККА и
штабом Ленинградского военного
округа. Непосредственно в Ленин-
градском политехническом инсти-
туте приказом директора института
была сформирована структура из
профессорско-преподавательского
состава, осуществлявшая опера-
тивное решение вопросов, связан-
ных с организацией и проведением
учебных занятий по военной под-
готовке. Также помимо штатных
преподавателей назначались сту-
денты на должности «военного
уполномоченного факультета»,
в обязанности которых входило
курирование и согласование на
факультете вопросов, связанных
с военной подготовкой. Они яв-
лялись начальниками для старост
академических групп.
Количество преподавателей,
проводивших учебные занятия по
военной подготовке, насчитывало
32 человека17.
В 1927/1928 учебном году в
Ленинградском политехническом
институте на курсе высшей до-
призывной военной подготовки
обучались 976 юношей и девушек.
Посещаемость учебных занятий по
военной подготовке составляла в
среднем по факультетам 75%18.
С весны 1928 года усилилась
требовательность со стороны ко-
миссии вузов и Главнауки по во-
просам организации, обеспечения и
посещаемости занятий обучаемыми
по военной подготовке. В частности,
указывалось на необходимость окон-
чательного согласования основных
программ обучения и программ
военной подготовки, обеспечения
институтских библиотек учебника-
ми по военной подготовке, на недо-
пущение послаблений к студентам,
не желающим обучаться военной
подготовке, доведение посещаемо-
сти учебных занятий до 100%19.
В ноябре 1928 года приказом
Реввоенсовета была введена в дей-
ствие инструкция по прохождению
студентами вузов высшей допри-
зывной военной подготовки. В то
же время, в соответствии с приказом
Реввоенсовета, вводилась военная
подготовка на предпоследнем курсе
рабфака. Общий объем курса воен-
ной подготовки рабфака составлял
120 часов20.
В 1928-1929 годах высшая
допризывная военная подготовка
проходила в семи вузах Ленингра-
да: Государственном университете,
Политехническом, Технологиче-
ском, Горном, Электротехническом,
Сельскохозяйственном и Педагоги-
ческом институтах21.
В те годы военная подготовка в
Политехническом институте была
организована и осуществлялась на
первом, втором и четвертом курсах
по 2 часа в неделю в течение двух
семестров обучения, на третьем
курсе - 4 часа в неделю, но в течение
одного семестра обучения.
Благодаря усилиям руководства
института, деканов факультетов,
профессорско-преподавательского
состава военной подготовки сту-
денты и студентки-политехники
учились стрелять, изучали уставы
и материальную часть вооружения,
бывали в многочисленных под-
шефных воинских частях и учеб-
ных подразделениях, в том числе в
электроминной и артиллерийской
школах22.
В начале 1930-х годов военной
подготовке в вузах стало уделяться
еще больше внимания. 25 апреля
1930 года по приказу ВСНХ СССР
произошла реорганизация По-
литехнического института. На его
базе было создано несколько отрас-
левых институтов узкого профиля.
В каждом из них осуществлялась
военная подготовка практически
теми же преподавателями бывшего
института.
С 1931 года вместо высшей
допризывной военной подготовки
была введена высшая вневойсковая
подготовка, которая предусматрива-
ла трехлетнее обучение в вузе и трех-
или четырехмесячный учебный сбор
в зависимости от рода войск. Та под-
готовка считалась действительной
военной службой и заменяла для
студентов срочную службу в армии.
Студенты, прошедшие высшую
вневойсковую подготовку, получали
звание среднего начальствующего
состава запаса и направлялись
на военно-промышленные пред-
приятия. В программу военного
обучения были внесены некоторые
организационные изменения по
порядку прохождения дисциплин
военной подготовки в связи с посту-
плением новых программ и планов
высшей военно-производственной
подготовки.
С 1932 года по решению На-
родного комиссара по военным и
морским делам и Высшего совета
народного хозяйства СССР в инсти-
тутах высшую вневойсковую под-
готовку заменили высшей военно-
производственной подготовкой. Она
включала в себя 330 учебных часов
в вузе и полуторамесячный лагер-
ный сбор в воинских частях РККА.
В содержание обучения входили
такие основные дисциплины, как по-
литработа, топография, стрелковое
дело, общевойсковая тактика, техни-
ческая эксплуатация материальной
части. От прохождения лагерного
сбора освобождались лица среднего,
старшего и высшего начальствующе-
го состава РККА запаса, которые при
необходимости могли быть привле-
чены в качестве инструкторов для
проведения практических занятий
со студентами. Прохождение курса
высшей военно-производственной
подготовки завершалось сдачей
студентами проверочного испы-
тания комиссии Ленинградского
военного округа23.
8 9
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 88 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 90 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст