разования. В соответствии с ним
студенты, обучавшиеся на дневных
отделениях вузов, годные по состоя-
нию здоровья к военной подготовке
и отвечающие требованиям, вправе
были заключать контракт о военном
обучении на военной кафедре при
этом вузе, в том числе и студентки.
С сентября 1995 года в связи с
увеличением количества военных
специальностей и расширением на-
правлений подготовки военных спе-
циалистов на базе военной кафедры
был организован факультет военного
обучения в составе четырех военных
кафедр по направлениям подготовки
офицеров запаса для войск ПВО
командного и инженерного профи-
лей подготовки, а также подготовки
военных автомобилистов.
В сложные 1990-е годы про-
должалось совершенствование
учебной материально-технической
базы. Были оборудованы вычисли-
тельный класс, автоматизированные
учебные аудитории с тренажерами
образцов вооружения, учебный тре-
нировочный центр с размещенными
образцами вооружения.
Задачи повышения качества
подготовки военных специалистов
в гражданских вузах потребовали
значительного усиления научно-
методической работы, решения
многих проблем педагогики высшей
школы. На военных кафедрах в
1990-х годах проводилась научно-
методическая работа по прогнозиро-
ванию развития видов вооруженных
сил, образцов вооружения и военной
техники. В связи с этим изучалась
потребность в военных специали-
стах для видов ВС РФ, прогнози-
ровались возможные качественные
изменения требований к военному
специалисту, выпускнику военной
кафедры - офицеру запаса.
В период с 1994 по 2000 годы на
факультете военного обучения был
накоплен большой опыт научно-
методической работы в рамках
подготовки военных специалистов,
комплексного взаимодействия с
ведущими вузами, научными орга-
низациями страны. Руководством
факультета военного обучения были
разработаны основные принципы
формирования преподавательских
кадров, способствовавшие повыше-
нию их квалификации, творческому
лужилый
П
етербург
росту, особенно молодых препо-
давателей.
Факультет военного обуче-
ния сконцентрировал усилия
профессорско-преподавательского
состава на решении актуальных
проблем военного образования, на
развитии комплексных исследова-
ний общесоюзного, регионального
и межвузовского масштабов.
В октябре 2000 года Постанов-
лением Правительства РФ было
введено новое Положение о военных
кафедрах.
Организация и проведение
учебной работы в соответствии с
Положением осуществлялись на
военных кафедрах в соответствии с
программами подготовки офицеров
запаса и общевоинскими уставами
Вооруженных сил РФ и были на-
правлены на твердое усвоение граж-
данами теоретических положений,
предусмотренных программами
обучения, и выработку у них прак-
тических навыков в применении
и эксплуатации вооружения и во-
енной техники, руководстве под-
разделениями, выполнении своих
должностных обязанностей в со-
ответствии с полученной военной
специальностью, на формирование
у граждан моральной и психологи-
ческой готовности к защите Отече-
ства, верности конституционному и
воинскому долгу, воспитание дис-
циплинированности и чувства от-
ветственности за принадлежность
к Вооруженным силам РФ.
В марте 2000 года Постанов-
лением Правительства РФ было
введено новое Положение о военных
кафедрах при государственных,
муниципальных или имеющих
государственную аккредитацию по
соответствующим направлениям
подготовки (специальностям) не-
государственных образовательных
учреждениях высшего профессио-
нального образования.
На обучение по программе
подготовки офицеров запаса по
военным специальностям отводи-
лось 450 часов в вузе и 30-дневный
учебный сбор в войсках. В вузе обу-
чение граждан на военной кафедре
включало в себя обязательные ауди-
торные занятия и самостоятельную
работу. Изучение студентами специ-
альных дисциплин на военной ка-
94
* Зенитные ракетные войска Военно-воздушных сил. -
Ред.
федре проводилось на базе знаний,
получаемых ими при прохождении
образовательной программы по
гражданской специальности. Учеб-
ные занятия на военных кафедрах
проводились, как правило, методом
«военного дня».
На факультете военного обуче-
ния при организации и проведении
учебного процесса главное внимание
было обращено на более полную
реализацию принципов подготовки
офицеров запаса с учетом подго-
товки инженеров широкого про-
филя, углубление фундаментальной
подготовки и повышение уровня
практической подготовки студентов,
повышение уровня самостоятельной
работы студентов, индивидуализа-
цию учебного процесса, широкое
внедрение ЭВМ в учебный процесс,
повышение научной квалификации
и методического мастерства пре-
подавателей на основе интеграции
образования и науки.
В апреле 2002 года вуз был пе-
реименован в Санкт-Петербургский
государственный политехнический
университет имени Петра Великого.
С 2003 года факультет военного
обучения выступил в качестве го-
ловной организации и осуществляет
разработку учебных программ по
направлениям подготовки офицеров
запаса для ЗРВ ВВС*.
На факультете военного обуче-
ния с сентября 2004 года была об-
разована еще одна военная кафедра
и начата подготовка офицеров запаса
по военным специальностям для под-
разделений войск связи.
В марте 2008 года Постановле-
нием Правительства РФ введено
новое Положение о факультетах
военного обучения (военных ка-
федрах) при федеральных госу-
дарственных образовательных
учреждениях высшего профессио-
нального образования. Основными
задачами факультета военного
обучения (военной кафедры) стали:
реализация программы военной
подготовки офицеров запаса на
военных кафедрах по военно-
учетным специальностям, а также
участие в проведении воспитатель-
ной работы и работы по военно-
профессиональной ориентации
молодежи. В Положении установ-
лено, что военная подготовка граж-
История Петербурга. № 3 (49)/2009
предыдущая страница 93 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн следующая страница 95 История Петербурга №49 (2009) читать онлайн Домой Выключить/включить текст